Консультация для родителей "Советы родителям по общению с застенчивыми детьми"
методическая разработка (старшая группа)

Егорова Вероника Владиславовна

Консультационный материал для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в аспекте работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_dlya_roditeley_egorova_vv.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Вероника Владиславовна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №33 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей «Советы родителям по общению с застенчивыми детьми»

Застенчивость у детей может проявляться с раннего возраста. Ребенку еще нет и двух лет, а он уже проявляет моменты стеснения, робости, желание спрятаться от внимания некоторых незнакомых людей. Если такая реакция становится частой, то подрастая такие дети становятся необщительными, скованными, угрюмыми, подавленными, плаксивыми.

Дети – это маленькие исследователи, которые каждый день познают что – то новое в окружающем мире. Все неизвестное и таинственное привлекает их внимание, им немного страшно, но интерес пересиливает, и ребенок действует, познает, развивается. На этом пути формируется у детей смелость, творческая уверенность в себе, героические порывы. И как грустно глядеть на тех детей, желания и чувства которых никогда не "перелетают за частокол", воздвигнутый средой в виде правил, советов и запрещений. Наличность активных проявлений страха не исключает, конечно, и пассивных его проявлений, – но она смягчает эту депрессию. Боязнь нового, чужого, незнакомого, уравновешивается влечением к незнакомому, любопытством и любовью к риску, – так в сочетании двух форм страха развиваются у ребенка важнейшие двигатели социальной жизни.

Ребенок, особенно младший дошкольник, живет чувствами. Частые одергивания, запреты, замечания, крики зарождают у детей обиду, заторможенность, замкнутость, трусость, неуверенность в себе, что в дальнейшем перерастает в застенчивость.

Зарождению чувству страха способствует неудачный личный опыт, влияние окружающей среды, инстинктивная настороженность. Страх имеет отрицательное влияние, а иногда даже может носить разрушающий характер для психического здоровья ребенка.

Нормальная тревога – это временное проявление страха, при неожиданно возникающих обстоятельствах, а тревожные дети чувствительны к любым переменам. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: он боится остаться один, боится темноты, собак, незнакомых людей, плохо спит. Застенчивость - следствие тревожности. Возникновению тревожности и застенчивости у детей способствуют неблагоприятные отношения в семье; гиперопека родителей; завышенные требования к ребенку; авторитарный метод воспитания в семье.

Застенчивый ребенок – робкий, неуверенный, подозрительный, сомневающийся. При обращении к нему, он не смотрит в глаза, голова опущена вниз, волнуясь, он теребит руками или ерзает на стуле, говорит тихо, стараясь отойти в сторону. На занятиях такие дети хотят остаться незамеченными: не отвечают на вопросы, боятся проявить самостоятельность, неуверенно выполняют задание или не выполняют совсем.

Четыре основные причины застенчивого поведения:

Первая — и наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи.

Третья причина - общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания.

Четвертая причина - отражает потребность застенчивых детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться со взрослым.

Иногда за застенчивостью могут скрываться психологические трудности у детей. Например, до какого – то определенного момента ребенок не был застенчивым, охотно вступал в игру и общение с другими, но был всегда первым во всем. Придя в новый коллектив, его положение быть всегда и во всем первым и главным, было нарушено другим лидером по характеру, или просто его подход в общении был не принят другими детьми. Такой ребенок, столкнувшись с неудачей, предпочитает просто уйти от контактов, выражая это своим нежеланием играть с детьми. В таких случаях проявляется больше неумение ребенка проявить свои сильные качества, умение строить общение, а не сама застенчивость, поэтому педагогам важно вовремя обратить на это внимание и помочь лидеру раскрыть свои таланты и способности, умение заинтересовать собой другого. Некоторые дети могут испытывать трудности в общении лишь только потому, что взрослые ограничивали их контакты с другими детьми, воображение и эмоциональная сфера у них недостаточно сформированы. Чем старше такой ребенок становится, его психические процессы все более и более формируются, интересы расширяются, и проблемы проходят сами собой.

Встречаются так же дети, которые будут общаться только с теми, кого они изберут: чаще это только родные и близкие люди, новые знакомые могут получить частичку их внимания, но не при первой встрече. Здесь проблема носит характер упрямства, утверждение своего «я».

Иногда за застенчивость принимают стеснение. Эти проявления схожи, но различны. Стеснение - состояние недолгое, временное, которое возникает у людей от чрезмерной ответственности, неожиданности, но через какое – то время после общения это состояние исчезает. Смущение - состояние кратковременное, которое может возникнуть от чрезмерного внимания к человеку.

При интенсивном развитии воображения, восприятия, расширении словаря застенчивый ребенок молчалив, нет выхода его эмоциям, впечатлениям, переживаниям, все накопившееся приводит к перевозбуждению нервной системы.

Застенчивость проще предупредить, чем потом ее исправить. Помочь ребенку в преодолении этой проблемы – задача взрослых.

Рекомендации родителям:

  1. Дарите своим детям любовь, тепло, внимание. Интересуйтесь его жизнью, событиями, которые прошли за день.
  2. Проводите как можно больше времени со своим ребенком, организовывая совместную деятельность: играйте, читайте, рисуйте. Посещайте музеи, выставки, парки.
  3. Проявляйте терпение, спокойствие.
  4. Разговаривайте спокойным тоном, не требуйте слишком многого, с чем ребенку трудно будет справиться.
  5. Если у ребенка что – то не получается, или он делает не то, что вы хотите, выясните причину из–за чего это происходит. Помогите ему.
  6. Поощряйте детей. Хвалите.
  7. Будьте примером для застенчивого ребенка: общительным, веселым, интересным, доброжелательным.
  8. Поощряйте совместные игры своего ребенка с другими детьми. При сложном входе в совместную игру у застенчивого ребенка, помогите ему, включитесь сами в развитие общей игры: придумайте сюжет, распределите роли, начните играть.
  9. Если должно произойти какое – либо событие, мероприятие заранее подготовьте к нему ребенка, т.к. новая ситуация, незнакомые люди сковывают ребенка, вызывают страх.
  10. Не ругайте за ошибки, объясните, что ошибаться – это нормально, что на пути обучения, приобретения нового опыта без этого никак: идет процесс пробы, освоения, понимания. Обсудите, проанализируйте вместе, что и где у ребенка не получается.
  11. Учите его идти на разумный риск и переносить поражения, если так вдруг произошло. Учите тому, что неудача – это либо неправильно поставленная цель, либо неправильно выбранные средства.
  12. Указывайте на сильные стороны личности ребенка, на его способности.
  13. Будьте с ребенком открыты, доверительны, спрашивайте у него совета, как вам быть, поступить. Интересуйтесь у него, нужна ли ему помощь, совет.
  14. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
  15. Не обсуждайте своего ребенка, его слабые места при других. Не сравнивайте его с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1.     Помните, что повышение голоса и запреты – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность вашего ребенка будет снята только тогда, когда будут поняты пр...

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Консультация для родителей. Проблемы общения с агрессивными детьми.

Консультация для родителей,о том как вести себя при проявлении агрессии у ребёнка....

Консультация для родителей "Проблема общения с агрессивными детьми"

Что такое агрессия, ее виды,причины возникновения....

Консультация для родителей "Особенности общения с тревожными детьми"

Консультация по теме "Особенности общения с тревожными детьми"...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...