Мастер-класс для родителей воспитанников "Научно-естественное представление дошкольников и экспериментирование"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Проведение мастер-класса с родителями о том, как в домашних условиях организовать исследовательские опыты для развития любознательности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для родителей

«Развитие естественно-научного представления детей и экспериментирование в домашних условиях»

 

Цель: способствовать проявлению интереса родителей воспитанников к экспериментированию в домашних условиях.

Задачи: Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать дома, тесно общаясь с ним.

Предварительная работа: подготовить буклеты для родителей «Занимательные опыты»; подготовить опыты и оборудование к экспериментам.

Оборудование: стаканы прозрачные и бумажные, сахар, вода, ложка, красители, шприц, апельсин, тарелка, волшебная рукавичка, металлические, деревянные, пластмассовые предметы, веревка, буклеты.

Логика изложения

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе «Экспериментирование в домашних условиях». Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. В этом году мы с детьми проводим углубленную работу по естественно-научным представлениям, а экспериментирование наиболее доступная и интересная форма для развития любознательности и действий в данном направлении. Детское экспериментирование – один из ведущих видов деятельности дошкольника, и нет более пытливого исследователя, чем ребёнок, ведь он охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. А родители часто ограничивают деятельность детей на пути детского познания. Познавательно-исследовательская деятельность, как один из видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования проводится через совместную деятельность взрослого и ребенка, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду последнее время мы уделяем много внимания детскому экспериментированию, создав условия в группе для развития детской познавательной деятельности. Во всех центрах активности и уголках располагаются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы, весы, песочные часы, неструктурированные материалы, песок, вода, карты, схемы и т.п.

Существуют вариантах совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома, с ними мы и познакомимся.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил. В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как». Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» — потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности. Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят и увлечь их самим процессом познания.

В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Давайте вместе вспомним, где же можно поэкспериментировать в доме и назовем варианты совместной исследовательской деятельности в ходе использования естественных ситуаций дома: ванной комнате; уборка комнаты; поливка цветов; ремонт в комнате; кухня.

Например, в ванной комнате во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт или кусочки мыла. Также в ванной комнате можно разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Задать ребенку следующие вопросы: «Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой?» Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Также поэкспериментировать с предметами: тонут или плавают в воде? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

При уборке комнаты ребенку можно задать следующие вопросы: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

При поливке цветов задаются следующие вопросы: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Когда вы делаете ремонт в комнате, обязательно нужно посоветоваться с ребенком и задать вопросы: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

Ну и любимое место – конечно, это кухня. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Мы сейчас с вами и попробуем поэкспериментировать.

Опыт 1 «Апельсин» У меня на столе лежат два апельсина. Как вы думаете, есть ли в апельсине воздух? Если да, то где? Как вы думаете? (Ответы родителей) Давайте проверим. Все знают, что воздух лёгкий и легче воды. Один из апельсинов мы очистим. Я положу апельсин в воду. Что происходит с ним? (Он не тонет). А теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул). Как вы думаете, где находится воздух в апельсине? (Воздух находится в кожуре апельсина.) Этим опытом мы показали, что воздух находится не только вокруг нас, но и внутри предметов.

Опыт 2 «Радуга» Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий - 3, в четвертый - 4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой – во второй, зеленую в третий, а синюю краску – в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды. В чем же секрет?

Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью.

Опыт 3 «Волшебная рукавичка»

Демонстрируется фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Предлагаем взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка перестаёт быть волшебной. Почему? Внутри рукавички есть магнит. Магнит не давал упасть металлическим предметам.

Опыт 4 «Самодельный телефон»

Колокольчик. А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки. Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждой короткой палочке. Чем длиннее шнур, тем лучше если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров. Берем стаканы и расходимся насколько позволяет шнур. Нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут. Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны. Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков, привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев, которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор прекратится.

Вручаем родителям на память буклет с подсказкой: Какие опыты можно провести дома с ребенком?

Предлагаем поделится своими впечатлениями от проведенного мероприятия: Что я сегодня узнала? Что для меня было интересно? Что для меня было трудно? Я поняла, что. Теперь я могу. Я приобрела. У меня получилось. Я попробую. Что меня удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Формирование экологических представлений дошкольников посредством экспериментирования

Дети – прирождённыехудожники, учёные,изобретатели – видят мир вовсей его свежести ипервозданности; каждыйдень они зановопридумывают свою жизнь....

Конспект мастер – класса для педагогов «Внедрение в практику педагогов ДОУ метода экспериментирования на основе сказки Золушка»

Мастер - класс для педагогов детских садов. Мастер класс разработам на основе сказки "Золушка"  с элементами экспериментальной деятельности....

Мастер-класс: «Гендерный подход в воспитании нравственных представлений старших дошкольников».

Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских ...

Мастер-класс: "Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками"

Мастер-класс разработан совместно с воспитателем: Фоминовой Екатериной Сергеевной...