Фольклор
статья

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира. - для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов; - для развития инициативной разговорной речи ребенка. При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности. Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:  Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.  Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.  Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой». Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать. Заклички, потешки – обращение с явлениями природы Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой». Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать. Заклички, потешки – обращение с явлениями природы Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.  Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод. Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира. - для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов; - для развития инициативной разговорной речи ребенка. При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности. Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...