Как научить ребёнка играть самостоятельно.
консультация

Парилова Наталия Леонидовна

Есть такие дети, которые с самых первых месяцев своей жизни умеют себя занять. Но большинству родителей рассказы о таких малышах кажутся просто фантастикой, поскольку реальность такова, что это маленькие хвостики, которые следуют за родителями попятам и ни в каком виде не признают одиночество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_igrat_samostoyatelno.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка играть самостоятельно.

Здравствуйте, дорогие родители!

Есть такие дети, которые с самых первых месяцев своей жизни умеют себя занять. Но большинству родителей рассказы о таких малышах кажутся просто фантастикой, поскольку реальность такова, что это маленькие хвостики, которые следуют за родителями попятам и ни в каком виде не признают одиночество.

     В каком же возрасте ребёнок должен научиться играть без взрослых и как ускорить появление самостоятельных игр у ребёнка.

     Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка играть самостоятельно.

Первый вопрос:   Зачем учить ребёнка играть самостоятельно?

    Дело в том, что навык индивидуальной игры нужен самому ребёнку. Это довольно – таки важный этап, который определяет развитие социальных навыков, образного мышления, воображения ну и речи как таковой.

Поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить ребёнка одного, но и качество этих игр, их сложность и разнообразие.  Необходимо, чтобы самостоятельность давала ребёнку почувствовать радость, взросление, а не превращалась для него в какое-то испытание его силы воли.

   Если это их выбор, то детям свойственно стремиться  к самостоятельности, а задача родителей одобрять, поощрять проявление детской независимости, даже тогда, когда она уж слишком не удобна для них. Т.е. позволяйте малышу выбрать одежду, поверьте ему, что он не хочет больше каши, спросите,  на какую детскую площадку он хотел бы сегодня пойти гулять. Чаще задавайте малышам вопросы типа: «А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил в той или иной ситуации?»

   В играх самостоятельность ребёнка проявляется в его активном участии, перестаньте развлекать малыша, а вот ловите и поддерживайте любую его инициативу, избегайте навязывания своих правил, не пытайтесь поправлять карапуза, который пилит расчёску палочкой или строит домик из чего-то не того из чего принято обычно.

   Если ребёнок увлечён игрой, то никогда не говорите ему: «Ты что-то неправильно делаешь».  «Не так делаешь».    Никогда не старайтесь приходить на помощь малышу раньше, чем он вас позовёт.   Дайте ему возможность самостоятельно справляться с непослушными пуговицами, с несговорчивой игрушкой какой-то и т.д.

   При этом не надо ждать каких-то мгновенных результатов.  Ребёнок обязательно научиться играть сам, хотя произойдёт это не так скоро, как вам этого хотелось бы.

      А теперь поговорим об игрушках  игровом пространстве, где должен находиться карапуз.

     Задумайтесь над тем, где и чем должен играть ребёнок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире.  Это д.б. какой-то маленький стульчик у раковины, низкий шкафчик с детскими вещами и обязательно нескользкий пол.    Родителям лучше заранее смириться с той мыслью, что в процессе освоения испортит, сломает и разобьёт, т.е. смиритесь с этим сразу.

     Следующий момент, к которому нужно подойти обдуманно.   Это хранение игрушек.  Ребёнку должно быть удобно их брать и ставить на место.  Игрушек должно быть немного, постоянно проводите ревизию, т.е. убирайте игрушки, которыми ребёнок не играет. Поскольку в будущем возвращение старых игрушек доставит ребёнку не меньшей радости, чем покупка новых. Как говорится, новое это хорошо забытое старое.   И таким образом вы всегда сможете увлечь ребёнка, если поставите перед ним целый ворох, забытых им уже друзей.

   Следующий вопрос:  Какие игрушки подходят для самостоятельных игр.

  -  Это уменьшеннные копии предметов инструментов, с которыми малыш мог бы подражать работе взрослых, какие-то профессии изображать ( наборы доктора, парикмахера, строителя и т.д.)

  - Другой вариант.  Это игры, которые позволяют ребёнку познавать мир и его свойства, т.е. предметы для игр с водой, песком и т.д.

   - Третий вариант.  Это любимые игрушки, которые воспринимаются ребёнком практически как живые существа, т.е. могут быть куклы, плюшевые зверюшки.

    Один из важных моментов, что малыш не будет грустить в одиночестве, если рядом с ним будет находиться его любимый какой-то мишка, с которым вместе он ест и пьёт и спит.

 - Четвёртый вариант. Это всякие ненужные вам уже упаковки, какие-то коробки, лоскутки, мешочки, кроме целлофановых, палочки различные, поскольку все эти вещи могут превращаться во всё что угодно и могут оживить любую игру.

    - Пятый вариант.  Это всевозможные домики покупные или самодельные, мебель для кукол.

   - Шестой вариант.   Это всевозможные каталки, коляски, машинки на верёвочке и т.д.

    -Седьмой вариант. Это мячи разных размеров: маленькие и большие. А также спортивные игрушки и инвентарь.

    - Восьмой вариант. Это настольные игры, которые ребёнок хорошо освоил, но при этом не потерял к ним интерес.

   При этом , я умоляю вас, дорогие родители, не надо торопиться с покупкой каких-то интерактивных игрушек, поскольку в противовес общественному мнению, о каком-то развитии, я уверяю вас, что все эти гаджеты на самом деле мешают, они замедляют развитие воображения, без которого на самом деле индивидуальная игра не возможна!!!

  Для ребёнка с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками.  Поскольку обычный носок какой-то для него может превратиться в змею, пустая коробка может стать лодкой или машинкой, чем угодно.

   Дело в том, что развивающие игры требуют выполнения определённых правил, а значит присутствие взрослого будет необходимым.

  А вот привычные любимые игры вполне подойдут для самостоятельных занятий.

 Следующий важный момент.  Как научить ребёнка действовать?

  Каким же образом ребёнок учится надевать штаны или есть ложкой, как это происходит?

   В принципе элементарно. Он видит, как его одевают, кормят. Он видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных самостоятельных повторений он осваивает эти нехитрые действия. Поэтому с играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются уже с умением манипулировать игрушками. И совершенно недостаточно показать один раз,  как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребёнок уже начал самостоятельно играть.   Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором  году жизни, как раз и состоят из имитации действий взрослых.  В это время у них интерес  к настоящим вещам бывает гораздо сильнее, чем к игрушкам. Поэтому половник или веник будут ребёнку намного ближе каких-то супер дорогих машин и кубиков. Поскольку он многократно видел, как мама пользуется именно этими предметами.

  Приобщайте ребёнка к своим занятиям, наблюдение за различными делами даст ребёнку огромный материал для его дальнейших игр.

 Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Хотя ребёнок может подражать маме или папе без нужного оборудования. Очень быстро дети начинают использовать предметы заместители, например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – это фотоаппарат.   Умение увидеть  в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать в ребёнке.  И среди игрушечных копий должно оставаться место для таких заместителей.

       В первых играх их называют процессуальными. Ребёнок повторяет только действия с предметами при этом часто в хаотичном порядке без какого-то ни было замысловатого сюжета, а вот задача взрослого обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, давать исполняемые роли. Типа ребёнок – мама. а кукла – дочка, или, например, если ребёнок – водитель, то мама может быть пассажиром, т.е вести игровые диалоги при этом.

Т.е. взрослый может играть , сам подавая ребёнку пример и обязательно комментируя вслух все свои действия и манипуляции. А может озвучивать детскую игру, например, подсказывать новые варианты развития сюжетов каких-то типа «давай твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты её кормишь».

«А теперь она устала, её нужно покачать и уложить спать». Но ещё сотни раз  нужно будет покормить эту куклу, прежде чем она оживёт в детском воображении, и ребёнок почувствует себя настоящим папой или мамой, т.е к этому нужно прийти.

   

     Следующий вопрос:   Как играть?

Казалось бы простой вопрос.

С накоплением  игрового опыта    ребёнок переходит к новой форме игры -     это уже сюжетно-ролевая игра. Именно здесь дети начинают примерять на себя всевозможные роли. Нередко ребёнок сам выдумывает эти роли, вдохновляясь тем, что он где-то увидел или услышал, при этом взрослые вполне могут подсказывать детворе новые игры и идеи.

    В какие же игры можно предложить поиграть в 2-3 года:  это магазин, аптека, автосалон, доктор и больница, ветеринарная клиника, с куклами можно поиграть в приём гостей, детский сад; со зверями поиграть в зоопарк, в лес, цирк; в машинки – перевозка грузов, такси, гонки, дорожно-транспортные происшествия, перевоплощаться в каких-нибудь зверей – рыть норы, добывать корм, изображать профессии:  пожарник, повар, строитель, полицейский.  У кого на сколько хватает фантазии, при этом взрослые могут быть как полноправными партнёрами, так и сторонними советчиками, подсказывающими , из чего можно сделать огнетушитель или в какое путешествие отправиться. При этом  самое важное не навязывать свои условия.    Не ограничивайте фантазию ребёнка. Вдохновляйте ребёнка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую, а делайте это на прогулке, в зоопарке, во время чтения книжек, просмотра детских передач.

 И ещё хочется напомнить о такой простой вещи как раскраска, которая является не просто хорошим занятием для ребёнка, но и вносит огромный вклад в развитие творческих способностей, а так же служит хорошим началом для формирования личности маленького человека.

- В чём же полезность раскрасок для детей?

- Они помогают расслабиться и успокоить нервы ребёнку, особенно полезно перед сном после активных игр.

-  Учат подбирать цветовую гамму и запоминать формы предметов.

-  Помогают научиться концентрировать своё внимание.

-   Стимулируют развитие творчества и вообще раскрашивание помогает ручкам малышей  начать делать свои движения чёткими и правильными.

Есть раскраски для всей семьи 1.20 х 80. Можно найти в инстаграмме. (Татьяна Радаева).

 Итак, резюмируем, чем больше вы будете играть с ребёнком, тем сильнее у него будет интерес к играм и тем быстрее он начнёт играть самостоятельно.

Главное, что он будет делать это с увлечением и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные процедуры. Как научить ребёнка умываться самостоятельно?

Три года – самый подходящий возраст для того, чтобы ребёнок умел умываться сам. Хорошо, если он стремится поскорее овладеть навыками гигиены – и вприпрыжку бежит в ванную по утрам. А если нет? В ваших...

" Как научить ребёнка есть самостоятельно?"

Консультация для родителей "Как научить ребёнка есть самомтоятельно?"...

Буклет "Как научить ребёнка одеваться самостоятельно"

Детский возраст 2-3 года самый благоприятный для того, чтобы научить его самостоятельно раздеваться и одеваться. Это очень сложный и тяжелый процесс как для ребёнка, так и для родителей.В помощь...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Ваш ребёнок уже посещает детский сад. Умение одеваться самостоятельно является одним из непременных условий пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. Если раньше вы могли себе позволить провести лиш...

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Ваш ребёнок уже посещает детский сад. Умение одеваться самостоятельно является одним из непременных условий пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. Если раньше вы могли себе позволить провести лиш...

Как научить ребёнка играть самостоятельно?

Навык играть самостоятельно — показатель здорового развития психики....