Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста.
консультация

Лахина Светлана Николаевна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya.odt26.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение и  организация  режима дня в группах детей  раннего возраста»

Режим – основа нормального развития и правильного воспитания  маленького ребёнка. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка (активное бодрствование, сон, пища), а также чередование различных видов  деятельности во время его бодрствования.

        В результате  точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определённой их последовательности у ребёнка вырабатывается динамический стереотип  поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого  идти спать, гулять, мыть руки не вызывает у детей возражений.

Очень важно установить  правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребёнка (ест –  активно бодрствует – спит). Ребёнок может активно бодрствовать, если он выспался и поел.

С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребёнка, его деятельность становится более разнообразной.  Однако выносливость нервной системы ещё остаётся не высокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и тоже положение  тела ведут к быстрому снижению активности во время  бодрствования и появлению утомления, чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности.

В течение первых  3 – х лет жизни  режим меняется несколько раз, каждый ребёнок должен жить по режиму своего возраста.

Дети 2-3 года жизни не способны достаточно разнообразить свою деятельность и занять себя в течение  всего отрезка бодрствования, предоставленные сами себе -  они устают от однообразия своих действий и вследствие этого  переходят в вялое возбуждённое состояние. Поэтому в режиме дня нужно чётко распределить время для разных видов деятельности и обеспечить целесообразную смену  их в течение дня (план самостоятельной деятельности).

Дети 3 –го г. ж., сами просятся на горшок, но обязательным для всех остаётся лишь высаживание перед сном и прогулкой, чтобы создать у детей соответствующий навык. Не должно быть насильственного высаживания на горшок. Однако надо учитывать индивидуальные особенности  детей, режим для них надо видоизменять.

Например: более младших или легко утомляющихся детей укладывать спать первыми, а  поднимать последними, тем самым сокращая длительность их  бодрствования и удлиняя время сна. Детям, которые часто писаются, необходимо дополнительно напоминать  сходить в туалет.

С  детьми 2-3 года жизни необходимо продолжать работу по воспитанию у них положительного отношения  к процессам связанным  с едой, туалетом, выходом на прогулку и возвращением с прогулки и т. д.  Это является одним из основных условий,  обеспечивающих  хороший аппетит, крепкий сон, бодрое и уравновешенное состояние  детей. Для достижения этой цели  необходимо соблюдать ряд  правил.

Правила по организации  бодрствования детей раннего возраста:

  1. Предложение ребёнку   идти спать, есть, мыть руки и т.п. должно совпадать с его потребностью. Это возможно если  точно выполнять режим, осуществлять наблюдение за ребёнком.
  2. Создавать условия, исключающие неприятные ощущения  ребёнка (высаживание на горшок, возвращение с прогулки). Для этого использовать игровые методы и приёмы, проговаривать все действия, моменты, тем самым подготавливать ребёнка. Взрослый должен быть спокойным.
  3. При введение новой процедуры (массаж, пища и т. п.) приучать ребёнка необходимо постепенно, создавая установку на действие.
  4. Организуя проведение процедуры  после игры, или какой - либо деятельности детей, готовить малышей к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.
  5. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения ребёнка, т. е. когда нервная система ребёнка в не спокойном состоянии. Сначала надо успокоить ребёнка.
  6. Все свои действия взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает малыша на  предстоящие действия.
  7. Во время каждого режимного момента привлекать детей к посильным действиям (одеться, раздеться, помочь собрать игрушки и т. п.).
  8. Не допускать, чтобы ребёнок долго ждал, каких либо действий (еду, выход на прогулку).
  9. Осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребёнка. НЕЛЬЗЯ  обращаться ко всем детям  сразу с предложением есть, показывать им,  как надо держать ложку и пр.

С возрастающими возможностями детей эти общие принципы  проведения процессов наполняются другим конкретным содержанием:

Следует  закреплять ранее приобретённые навыки  и обучать детей  новым умениям. Побуждать ребёнка, чтобы он сам ел, раздевался, одевался.

Воспитывать правила поведения в режимных процессах (еда, туалет и т. д.)

Прививать культурно – гигиенические навыки: мытьё рук перед едой, есть из своей тарелки, пользоваться индивидуальными предметами ухода, аккуратно убирать свою одежду, вытирать нос.

Умения и навыки детей очень не прочны  и легко разрушаются в новой обстановке, если их не закреплять. Поэтому нужна повседневная систематическая работа. Одним из воспитательных приёмов остаётся обучение  путём показа более целесообразных и экономичных движений (как мыть руки, как одеваться и т .п.) Ребёнку требуется и прямая помощь, если он не умеет или, не смотря на усилия,  не может сделать. На 3 г. ж. всё больше возрастает роль словесных указаний и объяснений.

Основные принципы работы с детьми раннего возраста в режиме дня:

  • Точное выполнение режима.
  • Спокойная обстановка (спокойный, доброжелательный голос, отсутствие формализма)
  • Единство и постоянство воспитательных приёмов (Например: изо дня в день моют руки перед едой – дети привыкают и следуют этому правилу; Требование: мыть  руки детям под детскими кранами, а  не под общим).
  • Активное поведение детей, т. е. создание у детей предварительной установки.
  • Учёт индивидуальных особенностей детей и состояния  их в каждый данный момент.
  • Соблюдение принципа  постепенности  в режимных моментах.
  • Не допускать  того,  чтобы ребёнок долго ждал.

Таким образом, следуя принципам и правилам можно воспитать в ребёнке раннего возраста положительное отношение к режимным моментам, что в свою очередь ведёт к соответствующему  норме  нервно - психическому  развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Советы воспитателям, работающим с детьми раннего возраста....

Консультация для воспитателей и родителей .Тема: «Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста»

Режим – основа нормального развития и правильного воспитания  маленького ребёнка. В  консультации  представленны  методы работы, которые могут помочь в правильн...

Консультация для родителей: "Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста"

Важно соблюдать режим дня ребенка как в детском саду, так и дома....

Консультация для педагогов «Организация работы сотрудников в группе детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет, взаимосвязь двух режимов»

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...

Консультация для родителей "Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста"...