Консультация для воспитателей и родителей .Тема: «Значение и организация режима дня в группах детей раннего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Оболдина Наталья Сергеевна

Режим – основа нормального развития и правильного воспитания  маленького ребёнка. В  консультации  представленны  методы работы, которые могут помочь в правильной  организации бодрствования  детей раннего возраста в группе и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Значение и  организация  режима дня

в группах детей  раннего возраста»

Режим – основа нормального развития и правильного воспитания  маленького ребёнка.

Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка (активное бодрствование, сон, пища), а также чередование различных видов  деятельности во время его бодрствования.

        В результате  точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определённой их последовательности у ребёнка вырабатывается динамический стереотип  поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого  идти спать, гулять, мыть руки не вызывает у детей возражений.

Очень важно установить  правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребёнка (ест –  активно бодрствует – спит). Ребёнок может активно бодрствовать, если он выспался и поел.

С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребёнка, его деятельность становится более разнообразной.  Однако выносливость нервной системы ещё остаётся не высокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и тоже положение  тела ведут к быстрому снижению активности во время  бодрствования и появлению утомления, чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности.

В течение первых  3 – х лет жизни  режим меняется несколько раз, каждый ребёнок должен жить по режиму своего возраста.

Дети 2-3 года жизни не способны достаточно разнообразить свою деятельность и занять себя в течение  всего отрезка бодрствования, предоставленные сами себе -  они устают от однообразия своих действий и вследствие этого  переходят в вялое возбуждённое состояние. Поэтому в режиме дня нужно чётко распределить время для разных видов деятельности и обеспечить целесообразную смену  их в течение дня (план самостоятельной деятельности).

Дети 3 –го г. ж., сами просятся на горшок, но обязательным для всех остаётся лишь высаживание перед сном и прогулкой, чтобы создать у детей соответствующий навык. Не должно быть насильственного высаживания на горшок. Однако надо учитывать индивидуальные особенности  детей, режим для них надо видоизменять.

Например: более младших или легко утомляющихся детей укладывать спать первыми, а  поднимать последними, тем самым сокращая длительность их  бодрствования и удлиняя время сна. Детям, которые часто писаются, необходимо дополнительно напоминать  сходить в туалет.

С  детьми 2-3 года жизни необходимо продолжать работу по воспитанию у них положительного отношения  к процессам связанным  с едой, туалетом, выходом на прогулку и возвращением с прогулки и т. д.  Это является одним из основных условий,  обеспечивающих  хороший аппетит, крепкий сон, бодрое и уравновешенное состояние  детей. Для достижения этой цели  необходимо соблюдать ряд  правил.

Правила по организации  бодрствования детей раннего возраста:

  1. Предложение ребёнку   идти спать, есть, мыть руки и т.п. должно совпадать с его потребностью. Это возможно если  точно выполнять режим, осуществлять наблюдение за ребёнком.
  2. Создавать условия, исключающие неприятные ощущения  ребёнка (высаживание на горшок, возвращение с прогулки). Для этого использовать игровые методы и приёмы, проговаривать все действия, моменты, тем самым подготавливать ребёнка. Взрослый должен быть спокойным.
  3. При введение новой процедуры (массаж, пища и т. п.) приучать ребёнка необходимо постепенно, создавая установку на действие.
  4. Организуя проведение процедуры  после игры, или какой - либо деятельности детей, готовить малышей к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.
  5. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения ребёнка, т. е. когда нервная система ребёнка в не спокойном состоянии. Сначала надо успокоить ребёнка.
  6. Все свои действия взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает малыша на  предстоящие действия.
  7. Во время каждого режимного момента привлекать детей к посильным действиям (одеться, раздеться, помочь собрать игрушки и т. п.).
  8. Не допускать, чтобы ребёнок долго ждал, каких либо действий (еду, выход на прогулку).
  9. Осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребёнка. НЕЛЬЗЯ  обращаться ко всем детям  сразу с предложением есть, показывать им,  как надо держать ложку и пр.

С возрастающими возможностями детей эти общие принципы  проведения процессов наполняются другим конкретным содержанием:

Следует  закреплять ранее приобретённые навыки  и обучать детей  новым умениям. Побуждать ребёнка, чтобы он сам ел, раздевался, одевался.

Воспитывать правила поведения в режимных процессах (еда, туалет и т. д.)

Прививать культурно – гигиенические навыки: мытьё рук перед едой, есть из своей тарелки, пользоваться индивидуальными предметами ухода, аккуратно убирать свою одежду, вытирать нос.

Умения и навыки детей очень не прочны  и легко разрушаются в новой обстановке, если их не закреплять. Поэтому нужна повседневная систематическая работа. Одним из воспитательных приёмов остаётся обучение  путём показа более целесообразных и экономичных движений (как мыть руки, как одеваться и т .п.) Ребёнку требуется и прямая помощь, если он не умеет или, не смотря на усилия,  не может сделать. На 3 г. ж. всё больше возрастает роль словесных указаний и объяснений.

Основные принципы работы с детьми раннего возраста в режиме дня:

  • Точное выполнение режима.
  • Спокойная обстановка (спокойный, доброжелательный голос, отсутствие формализма)
  • Единство и постоянство воспитательных приёмов (Например: изо дня в день моют руки перед едой – дети привыкают и следуют этому правилу; Требование: мыть  руки детям под детскими кранами, а  не под общим).
  • Активное поведение детей, т. е. создание у детей предварительной установки.
  • Учёт индивидуальных особенностей детей и состояния  их в каждый данный момент.
  • Соблюдение принципа  постепенности  в режимных моментах.
  • Не допускать  того,  чтобы ребёнок долго ждал.

Таким образом, следуя принципам и правилам можно воспитать в ребёнке раннего возраста положительное отношение к режимным моментам, что в свою очередь ведёт к соответствующему  норме  нервно - психическому  развитию.

Список литературы:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей  раннего возраста. –М.,  Медицина,1972.
  2. Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М.: Академия, 2002.-192 с.
  3. Медико – психолого – педагогическая реабилитация детей в домах ребёнка. Методическое пособие. Под ред. Проф.  Е.Т. Лильина.-М.: «ЛО Московия, 2002.-119 с.
  4. Руководство для врачей домов ребёнка.   Р.В Тонкова – Ямпольская,  Л.В. Дружинина,  Э. В Фрухт. М .: Медицина, 1987.- 302 с.
  5. Сестра – воспитательница яслей и младших групп детских садов под ред. М. Д. Ковригиной. М., Медицина, 1971-551с.
  6. Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.: Владос. 2002.-176 с...
  7. Тонкова – Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1987.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

Консультация для родителей тема:"Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей тема:"Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей на тему: "Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Данный материал поможет правильно создать условия в домашних условиях познавать через игру....

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Консультация для родителей.ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольномвозрасте.»Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающаяему ощущение свободы, подвластности...

Конспект Развлечения для детей и родителей .Тема: «Приключения в стране «Математика»». Группа среднего возраста

Цель: Создание праздничного настроения, стимулирование интеллектуального развития.Задачи: Закрепить знание геометрических фигур;Закрепить знание цифр, количественный счет до 5; Развитие логическо...