Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Бертова Ольга Леонидовна

Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx600.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развитие самостоятельности у детей

раннего возраста» 

        Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Что же могут сделать родители ещё в раннем возрасте, чтобы заложить основы самостоятельности?

        В раннем возрасте (1-3 года) навыки самостоятельности подразумевают:

- умение себя занять на некоторое время,

- навыки самообслуживания (кушать ложкой, ходить на горшок, убирать за собой и т.п.),

- наличие собственной инициативы.

       Соответственно, и развитие самостоятельности в этом возрасте подразумевает именно воздействие на эти сферы.

        Дети всегда тянутся к новому, хотят учиться и пробовать. В этом плане основная задача родителей – не погасить эту инициативу, поддерживать идеи ребёнка. Погасить инициативу может как грубость (насмешки, пренебрежение к детским идеям, предложениям, попыткам), так и гиперопека:

  • когда родитель привыкает круглосуточно развлекать и занимать ребенка, не оставляя ему простора для собственных действий или размышлений;
  • когда стремление родителя сделать всё вместо ребенка, считая, что он ещё мал, неловок, что ему тяжело).         

    Поэтому самый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в том случае, если он просит вас о помощи или, если его попытки сделать что-то самостоятельно могут оказаться опасными.

        Другой крайностью является желание родителей как можно быстрее “развить и повзрослить” своего ребенка. Для этого родители побуждают ребенка делать что-то самостоятельно, даже если он не испытывает к этому желания, интереса. Самостоятельность как бы развивается из-под палки. Но нужно учитывать, что в таком случае те действия, к которым вы приучаете (самостоятельно одеваться, кушать ложкой, выливать за собой горшок и т.п.), в сознании ребенка соединяются с эмоционально - негативными переживаниями. То есть ребёнок может научиться делать то, чему вы его обучаете, но вряд ли будет это любить.

         Оптимальный вариант – следовать за инициативой ребенка. Навыки самостоятельности лучше всего развиваются, когда у ребёнка есть реальная мотивация. Эту инициативу (взять ложку, развязать шнурки и т.п.) следует подмечать – и вовремя давать необходимую информацию (например, показать, за какую верёвочку потянуть, чтобы шнурок развязался) и давать возможность пробовать. Наверняка вы замечали, что многие навыки, над которыми вы бились долгие месяцы, ребенок может ухватить буквально за один день, если вы поддержали его инициативу в этом. В раннем возрасте именно эти простые приёмы способствуют развитию самостоятельности.

 

Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться

делать самостоятельно:

 - мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

- не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место;

- одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать;

- вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать/расстёгивать, завязывать шнурки ботинок;

- замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью ко взрослому;

 - своевременно пользоваться носовым платком, туалетом

- пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

 - правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни), салфеткой;

 - убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.         

Условия, необходимые для развития самостоятельности

 ребёнка в самообслуживании

В одевании:

- вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

 - индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

 - постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы

- удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы);

- шнурки для обуви с твёрдыми наконечниками;

- достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах;

- соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застёжки на платьях, кофточках.

                              

В умывании:

 - устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана - 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка);

- постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);

- отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2 - 4 части;

- удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца – 40 -50 см в ширину, 50 -70 см в длину).

                                 

                         

                             

При приёме пищи:

- стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18 -19 см, под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула - 25-28 см);

- небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;

- на доступном для ребёнка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками.

                                       

        В дошкольном возрасте детский сад, безусловно, внесёт свой вклад в развитие самостоятельности. Но до этого этапа основная задача лежит на родительских плечах. Как фундамент, родители закладывают навыки будущей зрелости. И будет ли этот фундамент прочным, зависит именно от вас.