Познавательное развитие дошкольника путём ознакомления с произведениями В.Г. Сутеева
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Анисимова Инна

В статье коротко рассказывается о творчестве В.Г.Сутеева.,  иллюстратора  многих книг, а впоследствии и автора сказок , рассказов и сценариста мультфильмов. Приводится краткий обзор рекомендуемых для дошкольников произведений этого автора - по сезонам и просто для чтения. Этау статью будет интересно прочитать родителям дошколят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_proizvedeniyah_v.g.suteeva.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие дошкольника 

путём ознакомления  с произведениями  В.Г. Сутеева 

Сутеев Владимир Григорьевич -  детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. 

Владимир Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда».

С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения.

В 1931 дебютировал как режиссёр, поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк».

С 1936 – работал на киностудии «Союзмультфильм». В этот период работал в тесном содружестве с режиссёром Л.А.Амальриком. Большинство своих картин делал по собственным сценариям. Возглавлял творческую секцию «Союзмультфильма»

22 июня 1941 года в Комитете кинематографии Сутеев представил свой мультипликационный фильм «Муха-Цокотуха». А через два дня ушел на фронт. А  два года спустя было принято решение использовать его художественный талант на благо армии. Владимиру поручили создавать учебные картины на военную тематику

В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссер и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством – «Детгиз».

В 1952 г. в Детгизе вышла первая книжка «Две сказки про карандаш и краски», где Владимир Григорьевич Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель. К.Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете». 

С тех пор издано немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка» и многие другие, около 36 произведений. Эти занимательные книжки дают малышу начальные представления об окружающем. 

Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работал как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ. 

Перечень произведений, рекомендуемый для чтения дошколятам.

( с 4 лет)

Осенью.

 «Яблоко». Что может поссорить Ворону, Зайца и Ежа? Прочитайте вместе с малышами и узнайте ответ на этот вопрос. А ещё малыши узнают, почему важно не быть жадным и как легко и просто можно помирить друзей. Ведь главное - это быть справедливым и честным.

«Под грибом». Полезно прочитать своему ребёнку, потому что она учит помогать окружающим, попавшим в беду. А ещё тому, что сплочённым и дружным легче преодолевать любые трудности. Прологом весёлой истории становится гриб, который появился на поляне во время дождя. Сначала под шляпкой с трудом укрылся от дождя лишь один муравей, но к концу повествования гриб сумел укрыть ……..

 «Дядя Миша».  Главный герой сказки – медведь, которому так хотелось сделать запасы на зиму. И с зайцем морковку дёргал, и с ежом грибы собирал, и с котом рыбу ловил. Чем смог в итоге похвастаться медведь и причём здесь плутовка лиса – ребята узнают из сказки . Поучительная история учит детей доводить начатое до конца, не откладывать дела на потом и ценить своё время.

«Живые грибы» .История о ежике, который насобирал грибов себе на спину и прилег отдохнуть. А  школьники (пионеры) подумали, что это пенек с грибами и хотели их собрать. Однако, ежик во время проснулся и побежал к себе домой…

Зимой.

«Ёлка».Сказка  погружает ребят в предновогодний мир волшебства. Автор описывает в произведении подготовку детей к Новому году: всё почти готово, осталось дело за главным – ёлкой. А где её взять в предпоследний день уходящего года? Не иначе, как у самого деда Мороза попросить, да ещё послать самодельного снеговика за посылкой. Приключение получилось удивительным и незабываемым! Справят ли ребята Новый год с главной колючей красавицей – узнаем в этой сказке.

Весной

« Мамин праздник» Эта сказка , в которой каждый ребенок может узнать себя или своих друзей. В ней ребята рассказывают о том, как готовятся к дате 8 марта. Они договариваются о подарке для мамы и готовят ей сюрприз. Понравится ли он маме, прочтите в небольшом произведении вместе с детьми. Оно научит их радовать близких людей и ценить их заботу.

Летом.

«Бабочка». Короткая история о двух братьях-близнецах, которые отправились ловить бабочек, а поймали друг друга…

Другие хорошие сказки.

« Кто сказал мяу»  В сказке рассказано об удивительном происшествии с маленьким щенком. Однажды сквозь сон он услышал звук «мяу» и пошел искать, кто же это потревожил его во время отдыха. Что с ним произойдет в поисках, кого он отыщет, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она напомнит, какие звуки издают животные, научит быть внимательным, любознательным, бережно относиться к домашним питомцам и обитателям дикой природы.

« Палочка-выручалочка». В произведении  идёт речь о прогулке ежа и зайца в лесу. За разговором заяц спотыкается о палку на дороге и отбрасывает её. Только ёж поднимает палочку и утверждает, что она волшебная. С этого момента с приятелями происходят различные приключения, а палочка выручает их из неприятностей и помогает в трудностях. Что волшебного в обычной палке, и что случится с друзьями, прочтите из сказки. Она учит сообразительности, смелости, «умной голове и доброму сердцу».

  «  Кораблик».Простое начало: Лягушонок с друзьями отправляется купаться. Ему кажется забавным, что ни Цыпленок, ни Муравей, ни Мышонок или Жучок плавать не умеют. Друзьям ничего не остается, как проглотить обиду. А, может, они придумают, как преодолеть это препятствие? Узнайте вместе с детьми об этом из сказки. Она поведает о том, что смеяться над другими некрасиво, а искренняя помощь — ценное качество человека.         

 «Мышонок и Карандаш» Эта сказка построена на иллюстрациях. Она обязательно понравится ребятам младшего возраста и тем, кто учится рисовать. В ней рассказано, как на столе лежал карандаш. По ночам из норки выбегала мышка. Однажды она решила утащить карандаш к себе и сгрызть его. Удастся ли ему спастись и как? Прочтите и проследите по авторским картинкам в сказке вместе с ребятами. Произведение учит никогда не отчаиваться, быстро принимать решения, развивать свои таланты и смекалку. Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка.

 «Петух и Краски».Это иллюстрированная сказка, которая понравится даже совсем маленьким слушателям. В ней говорится о том, как мальчик нарисовал петушка. Нарисованный петух отправился на прогулку. Но что забыл сделать юный художник, кто поможет петуху стать «настоящим»? Каждое действие красочно проиллюстрировано самим автором сказки. Короткое произведение учит быть внимательным, отзывчивым, охотно приходить другим на помощь, не бросать начатого дела на полпути.

"Про бегемота, который боялся прививок".Эта    поучительная история   показывает что нужно быть смелее и учиться преодолевать свой страх. Как-то бегемот увидел объявление, что всем нужно сделать прививки от желтухи. Но большой бегемот очень боялся уколов и убежал из поликлиники……… 

 «Три котёнка».В сказке ней идёт речь о шалостях котят, когда они познают окружающий мир. Черный, серый и белый котята изображены в разных ситуациях самим автором: они ловят мышь, а вот попадают в воду вслед за рыбой. Каждое действие с иллюстрацией полезно для чтения детям младшего возраста, чтобы пояснить им многое вокруг. Читайте эту сказку с рисунками, чтобы развивать фантазию детей, навыки, знания о цветах и многом другом.

« Цыпленок и утенок».В сказке  говорится, как появились на свет Цыплёнок и Утёнок. Им нравится проводить время вместе. Они гуляют, роют ямки, ловят червячков и бабочек. Эта парочка так похожа, что друзья становятся неразлучны. Чем же они отличаются, малыши узнают совсем скоро, прочтите об этом различии и ребёнку. Трогательный рассказ о настоящей дружбе, взаимовыручке и умении принимать собственные решения обязательно понравится детям всех возрастов.

        После чтения взрослыми детям, можно посмотреть мультфильмы, созданные по мотивам некоторых из этих произведений. А так же предложить малышам раскраску или им самим  нарисовать то, что понравилось или сделать аппликацию или вылепить из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи по сказке В.Сутеева в подготовительной группе детского сада

Уточнение предстаавления детей об авторских и русских народных сказках. Умение разгадывать загадки.  Восприятие детьми содержания сказок и анализ поступков их героев....

Конспект планирования непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева» в подготовительной к школе группе

Тема: "Путешествие по сказкам В.Г.Сутеева"Возрасная группа: подготовительная к школеИнтеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное разви...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект НОД по познавательному развитию «Творчество В. Г. Сутеева».

Знакомство детей  с творчеством В. Г. Сутеева....

конспект занятия по развитию речи по сказке в.Сутеева "Под грибом"

Задачи: учить детей понимать образное содержание и идею сказки.учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблицы....

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

Проект познавательно-творческий "Мир книги В. Г. Сутеева"

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, является одной из актуальных проблем дошкольного образования, так как, войдя в третье тысячелетие, общест...