Конспект НОД по познавательному развитию «Творчество В. Г. Сутеева».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коновалова Татьяна Александровна

Знакомство детей  с творчеством В. Г. Сутеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_poznanie.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Творчество В. Г. Сутеева».

Цель: Познакомить детей с творчеством В. Г. Сутеева.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей о детском писателе, художнике - мультипликаторе Владимире Сутееве; познакомить с авторскими сказками и иллюстрациями к ним.

Развивающие: развивать интерес к чтению литературы; продолжать развивать умение обращать внимание на иллюстрации в книге и рассматривать их; развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитание любознательности.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: портрет В. Сутеева, книги Сутеева,

 ноутбук, мультимедийный проектор, слайды о творчестве Сутеева

Раздаточный материал: разрезные картинки.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Мотивация.

Детям предлагается рассмотреть выставку книг разных писателей, жанров.

(Книги разные по толщине, со «слепыми обложками, в том числе и книги с яркими обложками Сутеева.)

- Кто пишет книги для детей?

- Кто рисует иллюстрации к этим книгам?

Бывает так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А однажды подумал-подумал и стал писателем. А может, всё дело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Так о ком же всё это?  О художнике и писателе – Владимире Григорьевиче Сутееве.

Вы бы хотели узнать о жизни и творчестве В.Г. Сутеева?

Основная часть

Тогда продолжим знакомство с этим необычным человеком.  Посмотрите на его портрет.

Слайд №1 «Портрет писателя».

Родился Владимир Георгиевич Сутеев в Москве 5 июля 1903 года в семье врача. Но отец его не только лечил людей. Он увлекался живописью, пел, читал книги своим сыновьям, которые любили его слушать. Старший, а им был Владимир, сам рано научился читать. В пять лет он вполне самостоятельно одолел «Таинственный остров» Жюля Верна. Владимир очень любил рисовать. В школе был самым весёлым и остроумным мальчиком, постоянно рисовал весёлые рожицы и изрисовывал всё, что попадалось ему под руку.  Детям очень нравились эти рожицы.

В юношеском возрасте Сутеев работал художником, и его рисунки публиковали в журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка» и др.

Сутеев – художник-мультипликатор (сценарист, режиссёр, постановщик).

Слайд №2 «Мультфильмы Сутеева».

 Шутливое слово «мультики» стало для него серьёзной работой, ещё студентом он принял участие над первыми советскими рисованными фильмами. А потом сделал первый звуковой мультфильм. Владимир Сутеев много лет работал режиссером на киностудии "Союзмультфильм". По сценариям Владимира Сутеева поставлены мультфильмы "Когда зажигаются елки", "Снеговик-почтовик", "Кораблик", "Петя и Красная Шапочка", "Кто сказал "мяу?", "Кот-рыболов", "Хвосты", "Мы ищем Кляксу", "Мешок яблок", "Дед Мороз и Серый волк" и многие другие.

Художник-иллюстратор Владимир Сутеев рисовал картинки к книжкам Чуковского и Барто, Михалкова и Пляцковского, Родари «Чиполлино».

Слайд №3 «Первые иллюстрации».

Сначала Сутеев только рисовал малышам картинки, а потом стал придумывать им сказки.

Первая книжка В.Сутеева "Две сказки про карандаш и краски" вышла в 1952 году и была отмечена Корнеем Чуковским.

Слайд №4 Первая книжка.

Владимир Григорьевич работал очень быстро и весело. Про него говорили, что он пишет сказки правой рукой, а левой рисует. Таким образом, у него заняты обе руки. Он часто встречался с детьми детских садов и школ и на этих встречах часто рисовал им на больших листах бумаги. Причём, чтобы позабавить малышей, он рисовал сразу двумя руками – и правой и левой.

Слайд №5 «Портрет»

Пальчиковая гимнастика «Под грибом»

Дождь идет сильней, сильней. (кончики пальцев стучат по столу)
Под грибок встал муравей. (поставить под ладошку указательный палец другой руки)
Место бабочке нашлось, (взмах ладошек в стороны)
Потесниться лишь пришлось. (два пальца под ладошку)

Мышь к грибочку подбежала, (пальчики бегут по ногам вниз)
Рядышком с друзьями встала. (три пальца под ладошку)
Воробьишка весь промок, (скрестить руки, постучать ладонями по плечам)
Тоже встал он под грибок. (поставить под ладошку четыре пальца)

Зайку от лисы спасали — («ушки» из указательного и среднего пальцев)
Далеко ее прогнали.
Так под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)
Все нашли хороший дом! (улыбнуться, руки над головой «домиком»)

Слайд №6 Книга «Сказки и картинки»

Главная книжка Сутеева называется «Сказки и картинки». В ней под одной обложкой уместилось несколько тоненьких книжек, которые раньше выходили самостоятельно. Среди них есть истории про Мышонка и Карандаш, Петуха и Краски. Именно они составили первую «писательскую» книжку Сутеева («Две сказки про Карандаш и Краски»).

Сутеев - автор и иллюстратор своих произведений. Он стремился выразить в рисунках то, что остаётся за строкой текста.

Д/игра: «Собери картинку».

Слайд №7 Книги Сутеева

- Посмотрите на иллюстрации, какие они по цвету? (Яркие, красочные)

- Кого рисовал художник?

- Какие они по характеру? (Весёлые, добрые, трудолюбивые)

Персонажи художника – животные, поэтому Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними их движением, повадками и в своих сказках старался показать их характер.  

Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны кратко. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией его рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи выражены в движении. В его книгах всегда много юмора, помогающего объяснить детям простые истины.
Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Ведь его сказки учат дружить, приходить друзьям на помощь, не быть жадным, учат трудолюбию, доброте.

Остроумные, веселые добрые книжки Владимира Григорьевича Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Чехословакии, Японии.

А теперь давайте с вами поиграем, так как мы устали сидеть, наши мышцы напряглись.

Игра: «Весёлые зверята».

Описание. Воспитатель произносит текст и показывает движения, дети договаривают словосочетания и выполняют движения, подражая логопеду.

Зайка скачет по кусточкам,                        ( Скачут на двух ногах,

По болоту и по кочкам.                                сделав «ушки» из ладоней).

Белка прыгает по веткам,                            (Прыгают, согнув руки перед

 Гриб несет бельчатам-деткам.                     грудью).

Ходит мишка косолапый,                            (Идут вперевалку).

У него кривые лапы.

Без тропиков, без дорожек                            (Двигаются в полуприсяде,

Катится колючий ежик.                                  сделав круглые спинки).

Рефлексия

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что особенно запомнилось вам? Покажите своё настроение с помощью «Солнышка» и «тучки». Что вы сегодня расскажете своим родителям о нашем занятии? Мне понравилось, как вы слушали и с интересом рассматривали книги и иллюстрации Сутеева.

И сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Палочка-выручалочка» (просмотр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству "Красота природы"

На данные конспекты могут опираться педагоги, которые работают по экологическому воспитанию. В них отражены и познавательные вопросы и самостоятельная твореская деятельность детей. Интересный сюрпризн...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с творчеством В.Г. Сутеева"

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе...

Конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству в средней группе. Тема: «Снегири прилетели»

Важным для развития дошкольника является ознакомление его с окружающим миром, особенно с миром природы, полным тайн и волшебства, который воспитывает в малыше любознательность, чуткость и  бережн...

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию и художественному творчеству детей младшей группы.

Цель: Формировать знания детей о лесе и его обитателях.Задачи: Расширять познавательные способности детей ,обобщать знания детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу, развивать...