Родительское собрание на тему "Формирование временных представлений"
материал (подготовительная группа)

Абрамова Валерия Александровна

Данный конспект родительского собрания поможет ближе познакомить родителей с необходиомть формирования временных представлений, а также научит некоторым играм,  в которые можно поиграть с ребенком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 «Петушок"

Родительское собрание на тему
« Формирование временных представлений как важный этап подготовки ребенка к школе»

Разработала и провела:

учитель-дефектолог Абрамова В.А.

2020


Цель. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития временных представлений дошкольников.

Задачи:

  • Актуализировать вопрос необходимости развития временных представлений у дошкольников.
  • Оказать педагогическую информационную и практическую помощь в формировании временных представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.
  • Ознакомить  родителей с  доступными приёмами взаимодействия и общения с детьми, способствующими формированию представлений о времени.
  • Установить тесный контакт учителя-дефектолога и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

Участники: учитель-дефектолог, родители

Материал:

Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия,

Сигнальные карточки, обозначающие времена года и части суток.

Памятка.

Предварительная работа:

Разработка и оформление памятки для родителей.

Подбор литературы, наглядного и дидактического материала для организации презентации данных пособий родителям

Ход собрания.

Учитель-дефектолог: Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада приветствовать Вас в нашей группе. Я очень надеюсь, что данное собрание будет для вас полезным и вы сможете полученную информацию применить на практике.

Сегодня хотелось бы обсудить вопросы формирования временных представлений у детей подготовительного возраста.

Рассмотрим вопросы:

1. Особенности восприятия времени детьми 

2. Важность умения ориентироваться во времени для будущих школьников

3. Что должен знать ребенок о времени в возрасте 6-7 лет

4.Игры для ознакомления детей со временем.

1. Особенности восприятия времени детьми

Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

Дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо  знакомыми или эмоционально привлекательными: например: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.

Но пока в этом возрасте  у детей может  происходить смешение понятий времен года, месяцев, они не в полном объеме овладели навыками подробного рассказа об отличительных признаках.

2. Важность умения ориентироваться во времени для будущих дошкольников

Как вы прекрасно понимаете, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Стоит отметить, что среди современных людей часто встречается такая проблема, как неспособность правильно оценить и рассчитать время, нужное для выполнения какого-либо действия. Чтобы избежать этого, необходимо уже в детском саду развивать у детей «чувство времени».

3. Что должен знать ребенок о времени в возрасте 6-7 лет

Ребенка необходимо научить самого ориентироваться во времени: планировать деятельность в соответствии со временем; менять темп (быстро-медленно) и ритм (часто -редко) своих действий в зависимости от наличия времени; правильно обозначать в речи временные понятия, определять время по часам, измерять временные промежутки.

В возрасте 6-7 лет дети осваивают следующие навыки:

  • воспринимают временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь) и называют их отличительные признаки.
  • определяют временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и др.)
  • адекватно используют в речи временные понятия (медленно-быстро, рано-поздно, давно-недавно, часто-редко, вчера-сегодня-завтра, 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)
  • определяют протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, сон и т.п.)
  • в верной последовательности называют все месяцы года, дни недели.

4. Игры для ознакомления детей со временем.

Тема времени довольно обширна и сложна для восприятия ребенком. Поэтому зада взрослых как можно нагляднее показать детям время и научить различным способам его измерения.

С этой целью в  группе создан уголок времени, куда входят:

- модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;

- макет дерева «Времена года»

- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

- настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и   дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «Будильник» «День и ночь», «Части суток», «Неделька, стройся!», «Когда это бывает», и т.д.);

- репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);

- художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и др.);

- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

- плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).

Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.

Стоит отметить, что огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки",

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.

В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д.

Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Для закрепления знаний детей читаем рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия:

Для более эффективной работы взрослых над формированием временных представлений необходимо проделанную работу закреплять дома вместе с детьми.

Для этого, уважаемые родители, я подготовила памятку с играми-минутками, в которые можно поиграть с ребенком по дороге домой или в детский сад. Ежедневная практика поможет ускорить процесс усвоения понятий о времени.

И сейчас мы немного потренируемся и поиграем с вами в эти игры.

 

<После непродолжительной игры>

На этом наше собрание заканчивается. Если у вас остались вопросы, то задавайте. Надеюсь, вам было интересно. До свидания. До новых встреч!


Памятка для родителей

«Игры-минутки на закрепление представлений о времени»

  1. Игра «Что ты делаешь сейчас?

Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей (Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать). Затем ребенка спрашивает: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь? и т.п.»

2. Игра «Что за чем?»

Взрослый называет часть суток (или время года). Ребенок должен назвать следующую часть суток (или следующее время года). Например: взрослый сказал «день». Ребенок отвечает: «После дня идет вечер». Взрослый продолжает: «После вечера идет ночь» . И т.п.

3. Игра «Назови пропущенное слово»

Ребенок должен закончить фразу взрослого. Взрослый: «Мы завтракаем утром, а обедаем… ?» (ребенок отвечает: «Днем»). Вчера был вторник, а завтра будет….?  (четверг) и т.п.

4. Игра «Что мы делаем?»

Взрослый показывает (можно сопровождать показ словами) то, что он делает в разное время года (или в разные части суток), а ребенок отгадывает название времени года (или части суток).

5. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Взрослый говорит фразу: «Мы играли в мяч….» Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?» (вчера). «Мы пойдем гулять в парк….?» (завтра). «Мы идем на кружок… ?» (сегодня)

6. Игра «Дни недели по порядку»

Взрослый просит сказать, какой день недели идет до или после названного. Можно чередовать вопросы типа: «По каким дням у тебя музыкальные занятия? в какие дни у тебя будут выходные? и т.п.

7. Игра «Путаница».

Взрослый произносит предложения с ошибкой. а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала. В июле падает снег. В декабре мы отмечаем 8 марта.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений"

Формирование элементарных математических представлений в средней группе...

Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры"

Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры...

Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Проведение собрания поможет  формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...

Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...

Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры".

Цель собрания: привлекать родителей в непосредственно-образовательную деятельность, закрепить математические знания, представления детей, уметь использовать их в окружающей жизни.Задачи:Обогатить знан...

Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»

Родительское собрание«Формирование элементарных математических представлений дошкольникапо средствам дидактической игры»...