Консультации и рекомендации для родителей
консультация

Керимова Зухра Бадрутдиновна

Предварительный просмотр:

Дидактические

игры для детей               4-5 лет

Музыкально - дидактические игры на развитие чувства ритма

Дятел, Эхо                                                                                                                    

Цель: Выстукивание заданного ритма.                                                                                     

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием: 
Тук, тук, тук-тук-тук,                                                                                                                   Мы в лесу слыхали стук.                                                                                                                        Тук, тук, тук-тук-тук, 
Это дятел сел на сук. 
Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.                                                               
                                                                                                                                                           
К нам гости пришли
Цель: Побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных персонажей. 
Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:  Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно), 
Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), 
Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек), 
Птичка (летит под звон колокольчика). 

Ритмический кубик
Цель:
 Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать "звучащие" жесты – хлопки, щелчки, притопы и т.д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры. 
Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов: 
1 – 1 бабочка 
2 – 2 цветка 
3 – 3 клубнички 
4 – 4 листика 
5 – 5 шишек 
6 – 6 елочек 
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая: 
Ты возьми веселый кубик, передай его друзьям, 
Что покажет этот кубик – повтори за ним ты сам! 
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему сосчитать, сколько точек изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать "звучащие" жесты нужно счетом вслух. 


           
Музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного слуха

Кого встретил колобок 

Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра. 
Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах. 

"Заяц" - в высоком, 

"Лиса" - в среднем, 

"Медведь" - в низком 

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии. 

Лесенка 
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз 

Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку "Лесенка" ("Вот иду я вверх, вот иду я вниз") несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова "Топ, топ, топ" и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке. 

Лесенка-чудесенка 
Цель:
 Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада 
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку "Лесенка". Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук. 

Песенки-картинки
Цель: Закреплять с детьми знакомые песни 

Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра. 

 

Музыкально - дидактические игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

Песня-танец-марш 
Цель:
 развивать представления об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. 

Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. 

Передай кубик 

Цель: Побуждать детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст. 

Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет: Мы идем, мы идем, Тра-та-та, Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля. Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию.       И соответственно сочиняет свою песенку: 


Я иду, я иду, Тра-та-та 

Я пою, я пою Тра-ля-ля 

Я шагаю далеко Раз, два, три 

Я шагаю далеко Посмотри 

Я пою, я пою: Баю-бай 

Баю-бай, баю-бай Засыпай 

Баю, баю, баю Куколку качаю 

Баю-бай, баю-бай Поскорее засыпай 

         Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальной памяти

Кто как поет 
Цель:
 Повторять короткие звукоподражания за взрослыми 
Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения: 

Ясное солнышко рано встает 
Песни петух на заборе поет: 
Ку-ка-ре-ку Ку-ка-ре-ку 
Свинка на завтрак 
Ведет поросят 
Круглые глазки 
Как бусы блестят, 
Хрю, хрю, хрю. 

Утки спешат 
Искупаться в пруду 
Желтой цепочкой 
По тропке идут, 
Кря, кря, кря. 

Скачет козленок 
По траве: 
Скок-скок. 
Весело лает 
У будки щенок: 
Гав-гав. 
Рыжий Бобик 
Кошку Мурку напугал: 
Гав-гав-гав. 
Ссоры все пора забыть, 
Лучше весело дружить 
Долго не сердить, быстро помирись. 
Вместе весело играли, 
И друг друга догоняли: 
Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав. 

                               

                             

                                       Музыкально - дидактические игры

Музыкальный кубик 

Цель: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу. Доставить радость от совместной игры. 
Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты: бубен,  барабан,  Ложки,  дудочка, колокольчик, маракас (эти же инструменты изображены на гранях кубика).
Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами: 
Все играет и поет,  Кубик скажет, кто начнет! 
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей. 

Кубик - оркестр 

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. 

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова: 
Кубик движется по кругу,                                                                                                    Передайте кубик другу. 
Кубик может показать, 
На чем тебе теперь играть! 
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в "оркестр". Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз. 

Кубик - Угадай-ка 
Цель: учится подражать звучанию различных предметов голосом. 
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: 
Кубик детям передай, 
Кто пришел к нам, угадай! 
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д. 

                           

Кубики-календарики 
Цель:
 Формировать и развивать певческий голос, певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе. 
Ход игры: На гранях кубика – картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст: 

Календарик мы листаем, 
Кубик другу отправляем, 
К кому кубик попадает 
Тот стишок нам всем читает! 
Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака "Круглый год".

Аплодисменты

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.  Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам "автор" может точно его запомнить и воспроизвести. Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: "И раз!", "Оле-оле-оле", "Раз, два, три" и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

Зов

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.  По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова "речка", "печка2, немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо). Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание 

Музыкально – дидактические игры, направленные на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике, воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения,  образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

Веселые матрешки

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Веселые лягушата

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.                                                                       Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.                                                                        Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!                                                                                        Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках. Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

Три медведя

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.      

Ход игры: Педагог: Вы помните, ребята, сказку "Три медведя"? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Педагог (выводит фигурку): Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

Прыг, прыг, скок

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.                                         Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые "зайчик" прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый "зайчик".

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?                             Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

Куколка любит танцевать

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте. Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

По тропинке

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.                                                                                    

Ход игры: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.                                                             Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.                                                 Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.                                                              Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубнах)

Веселый колокольчик

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.                                                                           Смеется и хохочет – динь, динь, динь.                                                                                              Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.                                                                         Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.                                                                                    И звонкие капели – динь, динь, динь.                                                                                               В ответ ему запели – динь, динь, динь.

Не зевай

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи: - чередовать громкое и тихое исполнение; - менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!                                                         Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

Зайцы

Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.                                                          Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку "Зайцы пляшут"). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка "Зайцы спят"). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети "спят", дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Сладкий колпачок

Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и ещё один - для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод) на карточках- рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты на каждого ребёнка.

Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка. Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок. А под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком - угощение. Колпачок с угощениями может находится не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как научить ребёнка считать

                                                                     

Вроде бы нет ничего сложного: 1, 2, 3, 4, 5... Но что делать, когда малыш категорически отказывается понимать, что после 5 идет 6, а после 9 - 10. Он меняет цифры местами или вообще пропускает их, доводя тем самым родителей до нервного срыва. "Умный мальчик, а путается в таких мелочах! Что будет дальше?" Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Считай всегда, считай везде. Лингвисты уже давно заметили, что при изучении любого языка человеку легче всего выучить именно числительные. Если для изучения азбуки и письма необходимы особые условия, то, для того чтобы научиться считать, совершенно необязательно сидеть за столом с книжкой и карандашом. Считать можно повсюду: на прогулке, в транспорте, в детской, на кухне и даже в ванной. Малышу исполнилось два годика? Начинайте. Учите его считать от 1 до 5. Отправляясь на прогулку, посчитайте деревья, подъезды в доме, детей на площадке, машины. Считать можно все. Одевая ребенка, обратите его внимание на то, что носков всегда два, а колготки одни, варежек тоже две, а шапка одна, сапог двое и так далее и тому подобное. Вернувшись с прогулки, пересчитайте ботинки в коридоре. Пусть малыш подумает, сколько человек могут обуться в четыре ботинка. Читая книжку, обращайте внимание чада на иллюстрации. Пусть оно посчитает, сколько здесь нарисовано котят, сколько щенят, сколько мячиков.

Хорошо помогают в обучении счету и всевозможные стихи-считалочки. Кроме того, ребенок должен осознавать, что он учится считать не просто так: из этого можно извлекать пользу. Например, теперь он знает, как поровну разделить конфеты. А накрывая на стол, попросите малыша помочь: "Дай мне, пожалуйста, три ложки, три вилки и один ножик". Ребенок должен понимать, что умение считать помогает человеку, а не человек подстраивается под счет. "Мы кладем три ложки, потому что будем обедать втроем". А не наоборот: "Мы будем обедать втроем, потому что у нас на столе лежит три ложки".  Перед походом в магазин поделитесь с ребенком: "Нам столько всего нужно купить... Запомни: картошку, морковь, свеклу и лук - всего четыре покупки. Пожалуйста, напомни мне, чтобы я ничего не забыла". Перечисляя покупки, загибайте пальцы. Затем попросите малыша повторить весь список. В магазине, если ребенок не напоминает вам о том, что нужно взять, спросите его: "Ты не помнишь, что нам надо купить?" Сделав покупки, обязательно их пересчитайте. Если чего-то не хватает, задумайтесь и проверьте вместе еще раз. Почувствовав, что маме без него не справиться, ребенок сконцентрируется. А заодно и потренирует свою слуховую память и навыки в счете. Если маленький покупатель все вспомнил, похвалите его. И в следующий раз усложните задание.  Дома можно закрепить навыки счета игрой в магазин. С совсем маленькими детьми проще играть без денег. Кстати, трехлеток больше всего привлекает именно процесс оплаты. Причем играть можно как настоящими деньгами, так и любой "семейной валютой": пуговицами, фантиками, конфетами. Можно поощрять малыша за правильные подсчеты. Например так: "Раздели пять конфет на троих, а лишние можешь забрать себе".

Цифровая азбука

После того как ребенок научился считать, можно переходить к изучению цифр. Малыши обычно просто заучивают ряд чисел от одного до десяти. Главное, чтобы ребенок осознавал, что цифры обозначают количество конкретных предметов. Будь то три котенка, три шарика или три яблока - это всегда обозначается одной цифрой.  Детям очень нравятся всевозможные "книжки-липучки" и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их.

Когда ребенок усвоит ряд цифр от одного до десяти, можно вводить понятие "ноль". Предложите ребенку посчитать то, чего нет. "Если у нас есть яблоки, мы их можем посчитать. А если мы съели все яблоки - ничего не осталось - то есть "ноль яблок". Слово "ноль" означает: "ничего нет".  Детям постарше (в 4-5 лет) расскажите, как образуются числа. Положите в ряд десять счетных палочек - в древности десять сокращенно называли "дцать". Сверху положите одну палочку (желательно другого цвета). Получается "один" на "дцать" - "одиннадцать". Добавляя в верхний ряд по одной палочке, вы постепенно дойдете до двадцати. Затем можно рассказать, как образуются десятки: два десятка - "два-дцать", три десятка - "три-дцать" и так далее. Исключение составляет число сорок, которое в древности означало "очень много", и девяносто, которое переводится, как "девять до ста". Изучая счет от 1 до 100, не требуйте от ребенка мгновенного запоминания. Удобнее всего двигаться поэтапно, например, каждую неделю увеличивать свои знания на один десяток. Сначала от 1 до 10, потом до 20. На следующий день, прежде чем изучать новые цифры, повторите то, что прошли вчера. Двигаться дальше можно только тогда, когда ребенок твердо усвоил предыдущий материал. Так постепенно вы изучите счет от одного до ста. Только помните, что малыш должен не запоминать, а понимать счет. Математика основана на понимании, поиске закономерностей. Ребенок должен разбираться, по какому принципу цифры располагаются именно в таком порядке, а не в обратном. Для закрепления изученного материала предложите ребенку следующие задания:                        

- Какое число стоит перед 5, 9, 21, 46, 85, 100.                                                                            - Какое число стоит после 8, 16, 26, 57, 82, 99.                                                                               - Какое число стоит между 5 и 7, 11 и 13, 45 и 47.                                                                        - Какое число пропущено: 5, 6, 7, 9, 10.                                                                                

Если счет от 1 до 100 не вызывает затруднений, можно переходить к обратному счету. Удобнее всего демонстрировать обратный счет на руках, загибая пальцы, или при помощи счетных палочек. Начинать лучше с пяти. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. От того, какое у него более развито мышление: пространственное или воображение. Бывает, что малыш с легкостью производит сложные математические расчеты, а обратный счет вызывает затруднения. Не давите на ребенка.  Показывайте ему обратный счет на конкретных примерах, например, спускаясь в лифте.

Прикладная математика

Современные первоклашки умеют пользоваться калькулятором и даже компьютером, но они совершенно не умеют считать в уме. На самом деле мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке. И именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.                          Многие родители считают, что их трех - четырех - пятилетний ребенок еще не дорос до занятий устным счетом.

Но готовность к занятиям математикой проявляется не вдруг, она формируется. И если ее не развивать, она может не проявиться и к десяти годам. Уже с трех лет, одновременно с цифрами, можно в игровой форме преподносить ребенку первые уроки математики. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания. Объясните ребенку такие понятия, как "больше - меньше". Читая книжку, обращайте внимание малыша на рисунок. Пусть он посчитает, сколько нарисовано цветочков, бабочек. Хватит ли всем бабочкам по цветочку? Кого больше: цветов или бабочек? Играя в кубики, посчитайте их. Пусть чадо покажет, каких кубиков больше: больших или маленьких, красных или желтых, пластмассовых или деревянных. Первое время ребенок может путать понятия "большой и маленький кубик" и "каких кубиков больше", но это не страшно. Главное тренировка.  Для объяснения понятия "поровну" подойдут такие примеры: "У Маши две куклы и у Лены две куклы. У кого кукол больше?.. Ни у кого! У них игрушек поровну". Предложите ребенку разделить поровну четыре яблока на двух человек, шесть яблок на двух человек, шесть яблок на трех человек... Затем можно переходить к простым логическим задачкам: "На ветке сидело 4 белки, у каждой белки по орешку. Сколько всего орешков?" Получается? Значит, настало время осваивать элементарные математические действия: плюс, минус, равно. "У тебя было одно яблоко. Дали еще одно. Стало два яблока". Счет до 10 удобнее всего проходить на пальцах - это еще и полезная для пальцев гимнастика. Чтобы сложить 2 и 4, надо поднять на одной руке 2 пальчика, а на другой - 4 и сосчитать, сколько их всего "открыто". То же самое можно выполнять на конфетах, счетных палочках, игрушках. Бесполезно говорить ребенку: "Запомни: 5+3 будет 8". Ребенок должен понять сам механизм счета: сначала надо посчитать, сколько было, потом - сколько прибавили, а затем только - сколько стало.  Аналогичным образом объясняется и вычитание: сперва считается, сколько было, затем - сколько надо отнять, и потом - сколько осталось. Запомнить следует только то, что при сложении получается больше, чем было, а при вычитании, наоборот, меньше. Объясните ребенку, что в какой бы последовательности мы ни складывали предметы, результат получается один и тот же. Например, если мы сначала положим на стол три яблока, а затем две груши, то всего на столе окажется пять фруктов. И если мы сначала положим две груши, а потом три яблока, то все равно на столе будет пять фруктов. Таким простым образом вы объясните ребенку один из важных законов сложения: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется". Сейчас в продаже появился огромный выбор книг и пособий по раннему развитию. Но прежде, чем предлагать их ребенку, внимательно изучите их сами. Избегайте примеров, которые содержат фразы типа "угадай, сколько получится", "определи без расчетов". Это в корне неверный подход к занятиям математикой.  Математика - точная наука. Она считает, а не угадывает. Нельзя учить ребенка счету на вопросах типа "угадай" или "догадайся", так как они имеют неоднозначные ответы. При такой постановке вопроса малыш может решить, что правильный ответ надо именно угадывать, а не вычислять. Часто можно услышать, как мамы первоклассников жалуются, что у их ребенка гуманитарный склад ума и совершенно нет способностей к математике. На самом деле, для занятий математикой не требуется обладание особыми способностями. Математические вычисления сами по себе способствуют повышению умственных способностей ребенка, развивают смекалку, память и формируют логическое мышление.

Играем и запоминаем цифры

Ваши дети знают еще не все цифры, а называют или "узнают” лишь некоторые из них. Они путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

Назови имя цифры. Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется, какие цифры знает ребенок и где он их видел.

Узнай цифру на ощупь. Предлагаются цифры в виде объемных фигур ("формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

Сделай цифру. Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать из теста "вкусные цифры". Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

Раскрась цифру. Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

Рисуем и угадываем. Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

Преврати цифру в смешную фигурку. Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в "человечков”, "зверюшек” или другие смешные фигурки.

Найди свою цифру. На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти "свою”.

Нарисуй столько же. Ребёнок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

Выполни движение. Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

Цифры на кубиках. Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

Подбери пары. К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

Правильно ли это? Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

Найди такую же. На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

Пронумеруй предметы. Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. "Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

Определи соседнюю. Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать "соседей”.

Наклей цифры. Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

Какая цифра убежала? Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

Что перепуталось? На столе карточки с цифрами перевернуты "вверх ногами” или "вниз головой”, или даны в "зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

Назови и выложи. Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

Опиши цифру. Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

Напиши цифры. Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

Укрась цифрами. Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

Обозначь порядок цифрами. Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

Догадайся и напиши цифру. Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши - на единицу,  -крючок от вешалки - на двойку, бублик - на ноль и т.д.

Учимся играя

Развивающая игра "Спичечный поезд"

Цели: учить ребёнка различать цвета, цифры, развивать мелкую моторику в игровой форме.

Ход игры: Итак, для "Паровозика со спичками" необходимо взять 9 спичечных коробков, цветную бумагу, ножницы, клей, пальчиковые краски, "липучки", спички (счётные палочки). Ребёнок достаёт спички (счётные палочки) из коробков. Каждый коробок ребёнок обклеивает бумагой разных цветов, т. е. делаем их совершенно непохожими на другие коробки. Вырезаем столько цифр, сколько коробков (9) и присваиваем каждому "вагончику" свой номер. Пассажирами у нас выступают спички-сестрички. Количество и цвет спичек (палочек) зависят от того, в каком "вагончике" они будут путешествовать. Например, в жёлтом вагоне с цифрой "1" будет ехать одна жёлтая спичка, а в зелёном вагоне с цифрой "2" будут ехать две зелёные сестрички и т.д. "Пассажиров" разукрашиваем пальчиковыми красками.
На вагончики наклеиваем "липучки", чтобы в дальнейшем, когда все "пассажиры" займут свои места, наш поезд отправился в увлекательное путешествие.

Весёлое знакомство с цифрами

Часто дети после того, как выучат устный счёт, испытывают сложности с изучением соответствующих зрительных образов - цифр. Для некоторых детей графические образы слишком абстрактны, поэтому они не могут ни запомнить цифр, ни соотнести их с числом. Также может возникнуть проблема путаницы похожих изображений: 4, 7 и 1, 6 и 9, 3 и 8. Особенно важно устранить этот пробел до поступления в школу, ведь мама сможет заниматься с дошколёнком в комфортном для него темпе, и будет чутко реагировать на возникающие трудности.

Итак, учим цифры. В первую очередь нужно показать ребёнку на сходство между изображениями определённых цифр и предметами домашнего обихода. Поиграйте с малышом, возможно, у него возникнут свои ассоциации. Нарисуйте как предмет, так и цифру. С таким "обучающим пособием" можно придумать массу игр на запоминание, особенно, если каждый рисунок будет на отдельной карточке. Например, попросите ребёнка показать, какая цифра спряталась в определённом рисунке, пусть найдёт соответствие на карточках с цифрами. И наоборот - какая цифра похожа на бантик, а на косу?

Ещё интереснее и от этого легче будет ребёнку, если к каждой цифре вы сможете рассказать коротенький стишок. Помните: "Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею"? Запоминаем смешной стишок и совершенно незаметно при этом учим цифры. Очень интересной может стать для ребёнка игра на узнавание очертаний цифр на ощупь. Для этого нужно либо слепить цифры из пластилина или пластики, либо вырезать из плотного картона.

"Учим цифры - складываем пазлы"

Можно самостоятельно сделать пазлы, распечатав или нарисовав цифры на квадратах небольшого размера и разрезать на несколько частей (в зависимости от умений малыша - пополам, на три, четыре и шесть). Конечно, ребёнку будет легче, если каждой цифре будет соответствовать свой цвет. Пусть ребёнок попробует понять, какую цифру вы написали на его спинке, затем предложите "написать" цифру ему. Обязательное условие - писать с нажимом и цифру большого размера. Цифры можно ввести в ежедневную жизнь малыша, в его привычные занятия. Например, во время приготовления пищи можно складывать цифры из макарон, лепить их из теста. Лепка цифр из пластилина также поможет вашему малышу запомнить очертания цифр, ведь легче всего запоминается то, что делаешь сам, а если это ещё и увлекательно и интересно, да с любимой мамой… Можно скручивать цифры из проволоки и обводить по заданному шаблону по пунктирной линии. Творите, выдумывайте и пробуйте!



Предварительный просмотр:

Как определить талант ребёнка?

Общего образования явно недостаточно, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. Как же пробудить в ребёнке тягу к прекрасному?

Рабиндранат Тагор, известный индийский писатель-гуманист, в своё время заметил: "Развитие чувства прекрасного – неотъемлемое условие воспитания гармоничной личности". И что же? На дворе третье тысячелетие, эпоха всеобщей компьютеризации и высоких технологий, а это высказывание не утратило своей актуальности. 

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей. 

Музыкальный талант

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он: 

1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 

2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; 

3. Если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; 

4. Сочиняет свои собственные мелодии; 

5. Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Артистический талант 

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он: 
1. Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; 

2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; 

3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; 

4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые; 

5. С легкостью передразнивает привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему новому; 

6. Любит и понимает значение красивой и характерной одежды.



Предварительный просмотр:

 

Проблема компьютерной зависимости у наших детей сегодня бьет все рекорды. Что подростки, что малыши – дети мгновенно погружаются в виртуальную реальность, вытесняющую обычную жизнь. Учитывая вред, который наносит компьютер здоровью и  психике ребенка, время использования ПК должно строго ограничиваться родителями.

По статистике, каждая шестая семья обращается к психологу по поводу компьютерной зависимости ребенка. Эта зависимость, кроме психологических, создает проблемы и со здоровьем: сухость глаз, нарушение сна, отсутствие аппетита, головные боли, нарушение осанки.

Но совсем исключить компьютер из жизни ребенка невозможно, да и не нужно. Речь должна идти о дозированном и разумном его использовании. Как это можно сделать?

1. Установить ограничения.

Для детей дошкольного возраста, пока их увлечение компьютерными играми не вошло в устойчивую привычку, можно просто ввести ограничивающее правило. Разрешить использование компьютера до 30 минут в день с перерывами через 15 минут и ни минутой больше. Лучше всего предлагать развивающие и обучающие игры, вариантов таких игр можно найти достаточно.

2. Полная занятость ребенка.

У детей должно быть очень мало времени на то, чтобы отвлекаться на компьютерные игры. Для этого необходима максимальная занятость ребенка не в виртуальном, а в реальном мире. Секции, кружки, факультативы могут эту задачу с успехом решить.

3. Общайтесь с ребенком. 

Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития вашего ребёнка, и проведите время с пользой.

И самое главное! Чтобы отвлечь ребенка от компьютера, нужно в семье создать такие условия, чтобы ребенок ощущал, что он один из членов дружной, понимающей, любящей семьи, а не просто жилец в одной квартире с родителями.

По материалам сайта http://nsportal.ru/


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнём, огнеопасными предметами детей дошкольного возраста - это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.

Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану.

Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что "так делать нельзя, это опасно", но важнее объяснить "почему нельзя и рассказать, как нужно действовать".

В дошкольных учреждениях с детьми осуществляется профилактическая работа, которая предполагает: формирование навыков безопасного пользования теми или иными предметами, знакомство с простейшими приёмами борьбы с огнём. Взрослый постепенно вводит ребёнка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать ребёнку элементарные нормы пожарной безопасности в быту следует уже с первых лет жизни. 

Расскажите детям о пожарной безопасности Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем: Пожарная безопасность в квартире: Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. Не суши белье над плитой. Оно может загореться. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых. Пожарная безопасность в деревне В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться. Пожарная безопасность в лесу Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым. Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так: Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: `Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!` Опасные игры Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности. Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты или керосиновый примус (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность.

Задачи воспитателей и родителей – ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребёнка необходимыми знаниями, сформулировать основу, фундамент их с учётом возраста. Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Дети четвёртого-пятого годов жизни уже не так зависимы от взрослых, как дети 2-3 лет. Родители всё чаще оставляют их одних дома. Подражая взрослым, дети в их отсутствии стараются использовать в играх спички, зажигалки, бытовые приборы, понимая, что делать это им запрещено. Поэтому в случаях возгорания они стараются спрятать загоревшийся предмет, чтобы избежать наказания, не зовут на помощь взрослых.

В этом возрасте следует продолжать прививать детям навыки пожарной безопасности, разъясняя детям, к чему могут привести игры со спичками, бенгальскими огнями и т.д. Учить их правильному поведению в случае возникновения даже небольшого возгорания: нужно сразу же бежать за помощью к взрослым, не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как можно задохнуться или сгореть. Основными формами работы с детьми являются: совместное с воспитателем рассматривание картинок, иллюстраций, вопросы воспитателя, чтение детской художественной литературы, инсценировка с помощью игрушек, индивидуальные занятия с детьми, игры. Большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы основ безопасности. Здесь хорошо срабатывает приём опосредованного воздействия на детей через кукольный персонаж или игрушку.

Детям пятого-шестого года жизни свойственна большая самостоятельность, поэтому необходимо заострять их внимание на возможных опасностях, возникающих в результате той или иной самостоятельной деятельности. Воспитанники этого возраста должны запомнить, какие игры могут закончиться пожаром. Взрослые должны научить детей чётко разграничивать понятия полезного и опасного огня.

Начинать целесообразно с чтения детской литературы: например, "Путаница" К.Чуковского, "Кошкин дом" С.Маршака, затем элементы пожарной безопасности из прочитанных произведений вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребёнка.

Занятие "Мой дом" позволит в игровой форме познакомить детей с правилами пользования предметами домашнего обихода: утюгом, газовой плитой, электрочайником и др. Действия с орудиями-игрушками, создание различных ситуаций помогает сообща овладеть правилами эксплуатации бытовых приборов в реальной жизни.

Полученные знания об особенностях огня, о правилах поведения с потенциально опасными предметами закрепляются в дидактических играх "Что для чего?", "Кому что нужно для работы?".



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Научить детей самым простым правилам поведения на улице – наш с Вами долг!         

Знакомим детей с правилами дорожного движения в детском саду

С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста.

Уважаемые родители! Окружающая ребенка среда - это не только семья, детский сад, но и улица, детская площадка. Быстродвижущиеся, яркие, разнообразные машины приковывают к ребенку особое внимание. Важно как можно раньше научить наших детей правилам   поведения на улицах и дорогах. Для привития детям практических навыков в выполнении и соблюдении правил дорожного движения в детском саду проводятся с детьми прогулки с различными целями - это и знакомство с улицей, и наблюдение за светофором, работой транспорта и водителей. На улице проходят спортивные развлечения совместно с воспитателем и инструктором по физической культуре - "Путешествие в страну дорожных знаков". В группах педагоги проводят с детьми беседы по правилам дорожного движения, для пешеходов, изучают светофор, дорожные знаки.                                          С первых шагов малыш настойчиво стремится познакомиться с огромным окружающим миром. Как хочется узнать его побыстрей! Однако множество опасностей подстерегает ребенка на этом неизведанном пути... Многие дорожные происшествия случаются из-за нашей безответственности, беззаботности. В итоге страдают дети.

Средняя группа (4 - 5 лет)

В этом возрасте нервная система детей также неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни. Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора. Педагоги учат детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомят с названиями общественно - бытовых зданий в ближайшем окружении.

Развивают наблюдательность и любознательность детей, продолжают знакомить детей с правилами дорожного движения. Учат детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширяют знания об общественном транспорте, с трудом шофёра. Продолжают учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко.

В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку. Во время прогулок дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня - забор, за ним - дом, справ от меня - машина, слева - дорога и т.д.).

В средней группе, закрепляя понятия "тротуар" и "проезжая часть", дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа). С детьми 4 - 5 лет необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:
Ходить можно только по тротуару при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны; Нельзя по тротуарам бегать,                                                                                        это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги; движение на дороге регулирует светофор.

Знакомим детей с правилами дорожного движения дома

Рассказать сказку. Вечером перед сном вместо привычной книжки можно рассказать ребенку сказку о трехглазом дорожном помощнике - Светофоре, который помогает и пешеходам, и водителям. Следит за порядком на дороге и без слов - с помощью световых сигналов "говорит", когда машинам можно проезжать, а пешеходам - переходить улицу. "…Ты знаешь, почему были выбраны именно эти цвета светофора? Красный цвет это цвет опасности. Он хорошо виден и днем, и ночью, и в дождь, и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает движение. Он словно говорит: "Стой! Путь закрыт!". Зеленый цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зеленый сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: "Путь открыт! Смело вперед!". Между красным и зеленым "глазами" светофора поместили еще один - желтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоря им: "Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено". Вот и устанавливаются в городах светофоры с тремя окошками, в которых зажигается то красный, то желтый, то зеленый сигнал".

Поиграть в игру. Предложите своему ребенку сыграть в игру "На дороге", предварительно вспомнив с ним, какой сигнал светофора что означает. Сначала в роли ведущего выступает мама - поднимает по очереди самодельные картонные карточки с сигналами - желтый, зеленый, красный. Ребенок с игрушечным рулем в руках действует согласно показанному сигналу - "ездит" по комнате или пропускает пешеходов. Потом мама и ребенок меняются ролями.

Прочить книжку о Правилах дорожного движения. В книжных магазинах огромный выбор обучающих и развивающих книжек, где в разных формах рассказывается о правилах дорожного движения. Стихотворения, комиксы, рассказы, интерактивные книжки с заданиями и наклейками, книжки-раскраски и книжки-игрушки. Родители легко смогут найти ту книгу о правилах поведения на дороге, которая понравится даже самому взыскательному юному читателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации и рекомендации для родителей

консультации и рекомендации для родителей...

Консультации и рекомендация для родителей.

Две консультации для родитлей "О истории мяча" "О значении мяча в развитии ребенка" Рекомендации родителям "Какие мячи выбрать детям"....

Консультации и рекомендации для родителей

Музыкальное воспитание в семье....

Консультации и рекомендации для родителей

Консультации и рекомендации для родителей и воспитателей....

Консультации и рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей...

Консультации и рекомендации для родителей:

Консультации для родителей...