СООБЩЕНИЕ из ОПЫТА РАБОТЫ на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры».
консультация

Народная культура - предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни - от первых шагов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty_na_otkrytom_zanyatii_petuh.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №3

«СОЛНЫШКО» Г.ДРЕЗНА

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для родителей.

«Приобщение детей к истокам народной культуры».

Воспитатель:  высшей квалификационной категории

Сорокина Татьяна Валерьевна

Дрезна.

  Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.

     Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

     Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания.

     Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка.

     Главное в моей работе – творческое развитие ребёнка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности.     

    Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

     Вся система работы включает  в себя поэтапное, постепенное  воспитание  и развитие ребенка на традициях народной культуры. В своей работе осуществляю  художественно-эстетический цикл, через интеграцию  художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год.

     Творчески подхожу к реализации перспективного плана. Мною разработаны конспекты занятий.

     Интерес к  теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий, игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими  руками.

     С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь и дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Поэтому я в своей работе использую информационно - коммуникационные технологии (ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру).

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;

     Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. В группе для наглядности размещён демонстрационный материал в папках: «Народно-прикладное искусство», «Росписи предметов быта, одежды». Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.   Они с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?»,  «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Они с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

    Так же в нашей группе имеется полочка красоты, где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства русских народов.

  Беседы о народных умельцах помогает детям понять, как принято делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих  близких, родных и друзей.  «Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет. Рассматривая изделия прикладного искусства мы любуемся их красотой, сравниваем роспись разных видов, для того чтобы дети в самостоятельной деятельности могли использовать узоры в своих рисунках.

   Знакомство с народно-прикладным искусством всегда заканчивается продуктивной деятельностью. Дети очень любят сами пробовать лепить и расписывать игрушки, украшать элементами народной росписи силуэтов посуды, одежды, игрушек.

Результативность работы.

     За время работы по этой программе у детей появились знания  о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.  Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

     Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

      Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья. Поэтому, основные мои принципы – действовать вместе с семьей.

    Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы:  родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Наши родители приняли активное участие в организации мини – музея по декоративно-прикладному искусству в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Приобщение детей к истокам народной культуры"

Работаю в ДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическомуразвитию детей. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуаль...

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Из опыта работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»     « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к истокам народной культуры".

Тема "Приобщение  детей к истокам народной культуры". Материал о необходимости сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, о возрождении традиций и обычаев в ДОУ....

МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....