Из опыта работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
материал по теме

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»

 

 

 

 

 

« Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 

 

                                 Подготовила:

                  воспитатель 1 кв. категории

                                     О. В. Шачинова

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы25.26 КБ

Предварительный просмотр:

  • Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость.
    Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. 
    Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей.
  •  
  • В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.

Работу начали с анкетирования родителей.

  • Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

Цель работы:
формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие

 задачи:

 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

 2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

 3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.       

Исходя из условий мною выделены следующие направления работы:

  • 1. Историческое прошлое России и русского народа.
  •  2. Устное народное творчество.
  •  3. Народные праздники и традиции.
  •  4. Народные промыслы.
  • В своей работе я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы.
  • Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Работа с детьми ориентирована на три возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет;

Чтобы максимально приблизить детей к русской культуре оборудована русская изба. В ней силами воспитателей и родителей собраны предметы старины и быта крестьян. Каждому предмету отведено своё традиционное место: у стены размещается русская печь, у печки чугунок ,ухват. В углу висит икона Божьей матери украшенная рушником .На узорной полочке расположились деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины, горшочки,утюги. На столе занял своё место самовар. Ждёт своих рукодельниц прялка,сундук для различных вещей. Украшена наша светёлка старинными рушниками, платками, домоткаными половиками.

В избе провожу специальные занятия по знакомству с русским народным фольклором, русскими народными играми а так же обыгрывание колыбельных песен, заучивание потешек.

Свою работу я провожу по специально разработанному плану:

  •  В младшей группе использую потешки, загадки, колыбелные песенки, игры с пальчиками ,ручками. При отборе фольклорного материала учитываю возраст детей.
  •  В средней группе добавляю народные игры,сказки,пословицы, поговорки.
  • В старшем дошкольном возрасте использую скороговорки, провожу экскурсии.

Провожу занятия по изодеятельности, на которых знакомлю детей с народной декоративной росписью в игровой форме, занятия –беседы:

  • «Русский народный костюм», «Голубая гжель», «Золотая хохлома»,
  • «Русская матрёшка», «Русские народные игры».
  • Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, знакомство с народными обычаями и обрядами. На материале народного фольклора разрабатываю совместно с музыкальным руководителем сценарии праздников и тематических вечеров: «Осенины», «Калядки», «Масленица».
  • На музыкальных занятиях используем русские народные распевки, слушаем русские народные мелодии. Дети знают много русских народных песен, обучаются игре на народных музыкальных инструментах:
  • ложках, трещётках, погремушках, свистульках, дудках.
  • Взаимодействие с семьёй провожу по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада: организую совместные выставки поделок,праздники,
  • посиделки,конкурсы
  • В группе оформила уголки для родителей,где разместила информацию практического характера: «Как изготовить с ребёнком тряпичную куклу», «Любимые народные игры детей».
  • Для наглядности размещаю демонстрационный материал «Росписи предметов быта,одежды».Всё это делаю для того, чтобы родители не только наблюдали за нашей работой ,но и широко использовали опыт работы нашего дошкольного учреждения.
  • Я надеюсь, что моя работа поможет ребёнку почувствовать себя частью великого целого своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.
  •  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме: "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В данной работе я систематизировала свою работу по русскому народному творчеству. Так же представляю планирование по данной теме в рамках программы "Детство."...

Практико-значимая работа творческого проекта на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...