Беседа по макету «Здесь было все, что нужно в обороне: окопы, доты, дзоты ,блиндажи» (Сурский оборонительный рубеж)
материал

На наглядной основе (макет) познакомить родителей с укрепительными сооружениями, которые возводили строители на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_maketu_okopy_doty_dzoty_blindazhi.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по макету

«Здесь было все, что нужно в обороне:

окопы, доты, дзоты ,блиндажи»

 (Сурский оборонительный рубеж)

 

 

  Выполнила:

Осипова Елена Леонидовна

воспитатель

 г.Алатырь 2021  г.


Тема: Беседа по макету  «Здесь было все, что нужно в обороне: окопы, доты, дзоты, блиндажи» (Сурский оборонительный рубеж)

Группа: Родители подготовительной к школе группы.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тип: Усвоение знаний, сообщение новых.

Вид:  Тематическая беседа.

   Цель: На наглядной основе (макет) познакомить родителей с укрепительными сооружениями, которые возводили строители на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны.

     Задачи:

 Образовательные:

 Познакомить с названием, внешним видом, строительным материалом, из которого   сделаны укрепительные сооружения и их назначением   на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны.

  Познакомить с внутренней обстановкой оборонительных сооружений, назначением предметов, находящихся в них.

 Развивающие:

Развивать любознательность, познавательный интерес к истории своей малой Родины.

 Воспитательные:

 Воспитывать чувство уважения и гордости за людей, которые участвовали в строительстве оборонительных укреплений.

Словарная работа: тыл врага, линия фронта, окопы, траншеи,  накат, блиндаж, ДЗОТ-деревоземляная огневая точка, ДОТ- долговременная огневая точка, штаб,   укрепительные сооружения, нары, плащ-палатка, амбразура.

Предварительная работа: Работа в тетрадях «Моя семья в истории Великой Победы», рисование рисунков на тему «День Победы», чтение художественной литературы о войне: А.П.Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш», В.П.Катаев «Сын полка», А.Митяев «Письмо с фронта», «Дедушкин орден», «С.Михалков «День  Победы»,Л.Кассиль «Твои защитники»;беседа родителей с детьми о своих родственниках-участниках войны и тружениках тыла «Герои в нашей семье».

Методы и приемы: наглядные (рассматривание макета), словесные (объяснения, беседа, вопросы, художественное слово), игровые (физкультминутка).

Материал к занятию и оборудование: макет с изображением укрепительных сооружений (окопов, землянки, блиндажа, ДЗОТа, ДОТа) Сурского оборонительного рубежа времен  Великой  Отечественной войны, изготовленный педагогами детского сада, мольберт, указка, ноутбук, видеозапись  очевидца Любови Кузьминой,  ширма (2 шт) , фотографии с изображением строительства Сурского оборонительного рубежа, минусовка песни «Землянка».

Организация родителей: групповая.

Ход  беседы:

  Воспитатель: Вот уже 75 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в той страшной войне.  Война прошла через каждую семью,   через каждую человеческую судьбу, разделила всех советских людей на « фронт» и « тыл».  Мы должны помнить не только о героях войны, но и о тех, кто ковал победу в тылу врага. Дома, вместе с детьми вы заполняли страницы тетради «Моя семья в истории  Великой  Победы». Очень интересными были рассказы семей Андоскиных и Колесниковых о дедушках и прадедушках- участниках  войны и тружениках тыла.   Одна из страниц тетради посвящена строителям  Сурского оборонительного рубежа. Вы вспомнили и рассказали своим детям в каких условиях трудились старики, женщины ,подростки; какие орудия труда использовали они при строительстве Сурского оборонительного рубежа.

Я предлагаю вам послушать рассказ очевидца, принимавшего участие в строительстве Сурского  Оборонительного рубежа (воспитатель включает видеозапись из архива «Вести  Чувашии» с участницей Сурского рубежа Любови  Михайловны Кузьминой ). А может быть в ваших семьях тоже есть  родственники, которые участвовали в строительстве? Расскажите о них. Ответы: Мой дедушка, Боронихин Иван Петрович рассказывал  о тех событиях: было очень холодно, есть было нечего, не было сил работать. Но   старались   изо всех сил.

Воспитатель: Зима 1941 года была очень суровая. Морозы доходили до -40 градусов, поэтому земля промерзла на значительную глубину. На работы призвали женщин, стариков, подростков. Рабочие рубили деревья и складывали огромные костры, которые горели всю ночь, отогревая промерзшую землю. Ходили каждый день пешком.  нужно было пройти 8-10 километров .На ногах были лапти. Один раз в день варили кашу. Кашеварили по очереди. Работали ломами, лопатами, кирками, топором. Почву грузили на носилки и относили подальше. Но люди не отчаивались, все понимали важность того  ,что они делают. Давайте вместе с вами окунемся в атмосферу того времени, рассмотрев фотографии строительства Сурского Оборонительного рубежа.(Родители вместе с воспитателями рассматривают фотографии).

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру « Где мы были мы не скажем,   а что делали покажем». (воспитатель называет действия, родители выполняют их).

Ход  игры.

1.Холодно, мерзнут руки и лицо .

2.Погрейтесь у костра, почувствуйте его тепло..

3. Подолбите землю ломом.

4.Бросайте землю на носилки.

5. Сварите  кашу и разложите  ее по котелкам.

Послушайте строки из стихотворения Майорова  Н.И.  «На Сурском оборонительном рубеже» :  «Здесь было все, что нужно в обороне:  Окопы, Доты, Дзоты, блиндажи».

Воспитатель:  

Сегодня я  хочу рассказать вам о тех оборонительных сооружениях, которые помогали    защитить города от врагов. К ним относятся: окопы, доты, дзоты, блиндажи, землянки, окопы.  Педагогами нашего детского сада

был создан макет «Здесь было все, что нужно в  обороне: Окопы, Доты,  Дзоты,  блиндажи»

   Посмотрите на  него (воспитатель с родителями рассматривает макет). Найдите на нем реку Суру.  На каком берегу реки строители возвели оборонительные сооружения?

Ответы: Оборонительные сооружения возводились на правом берегу реки Суры.

Знаете ли вы, что такое оборонительные сооружения?

Ответы: Оборонительные сооружения – это постройки, возводимые на местности с целью обеспечить войскам затруднение в наступлении противника.

Воспитатель:  Какие из них вы знаете?

Ответы: окопы, траншеи, убежища, землянки .

Воспитатель:  Вот на Сурском рубеже появилась землянка.(показывает на макете). Назвали ее так потому, что материалами для ее постройки являются грунт и круглый лес. Работали быстро и слаженно. Посмотрите, из чего построили землянку?

Ответы : Землянки строили  из земли и бревен.

Воспитатель: В промёрзлой земле  вырыли  ямы с траншеями, укрепили бревнами и столбами и накрыли соломой, сухими ветками, мхом, ельником. Как вы думаете, для чего сверху укрыли землянку ветками, мхом?

Ответы: Землянку укрывали ,чтобы она была незаметной для противника.  

Воспитатель: Сверху землянку присыпали землей и снегом для маскировки. Что находится внутри землянки?

 Ответы:    Внутри соорудили печь, стол, лавки.  Вот и построили тёплый солдатский дом.

Воспитатель:   Для чего нужна была землянка? Удобно ли было там жить?  Ответы: Здесь, находясь за линией фронта в тылу врага можно расположиться на ночлег, отдохнуть от боевых действий, разместить штаб или госпиталь, баню, а также хранить снаряжение или продовольствие.

Воспитатель: Для этих же целей по берегу реки построили еще и блиндажи.(показывает на макете). Конструкция их очень похожа на землянку.    На оборонительном рубеже его построили в окопной системе из бревен под бруствером траншеи (высоким слоем земли) для того, чтобы можно было укрыться от огня противника. Сделав выемку в земле, спустившись вниз по ступенькам лестницы, можно оказаться внутри блиндажа. Чтобы он был менее заметным для противника, стены и покрытия сделали из дерева. В потолочной своей части - крыша это два слоя бревен, именуемых накатником, или бревен большего диаметра. Войти в блиндаж можно через входной проем, который  открыт в наиболее защищённом, тыловом направлении, других отверстий он не имеет. Кроме входного, есть лишь отверстие,  где через торцевую стенку выведена труба печного отопления. Топить печь разрешалось только ночью, чтобы на снегу не было видно сажи. Наш блиндаж заглублен в землю только наполовину и не имеет особой маскировки.  Сравните эти две постройки. Видите ли вы отличия блиндажа от землянки? Как вы думаете, какое из этих сооружений более укрепленное? Что можно увидеть внутри блиндажа, если зайти в него? Ответы: Блиндаж более защищенное сооружение, он используется для укрытия солдат при артиллерийских обстрелах  .

 Воспитатель:  Внутри него воссоздан быт солдат  периода Великой Отечественной войны: стол на нем солдатское письмо, кружка, чашка, на стене — газета, пожелтевшая от времени, карта сражений,  оборудованы нары для отдыха личного состава, установлена обогревательная печь (сымитирован огонь) с поленницей дров, где можно просушить одежду, сапоги и погреться от холода. Здесь же стоит фронтовой телефон – вещь, не менее важная, чем боеприпасы. В условиях военного времени от наличия связи с другими подразделениями зачастую зависели жизни сотен бойцов. Тут же можно увидеть солдатскую телогрейку, плащ-палатку и винтовки, висящие на стенах, которые придают экспозиции ещё большую реалистичность. Так и, кажется, что сейчас войдут бойцы, развернут на столе карту боевых действий или под тусклым светом керосиновой лампы  напишут письма домой родным. А как называется это сооружение? (показываю на ДЗОТ). Рассмотрите, чем оно отличается от блиндажа? Ответы: Дзот заглубляется в землю не полностью, в задней стенке проделана амбразура для пулемета  .

Воспитатель: Вдоль берега реки Суры возвели сооружение внешне очень похожее на блиндаж. Оно выстроено тоже в земле в углублении, над ним построена крыша из бревен, которая сверху засыпана землей, замаскирована. Это   ДЗОТ - Деревоземляная огневая точка. Для чего его построили? Ответы: ДЗОТ нужен для ведения огня.

Воспитатель: Построен он для временной огневой обороны. Сравните, у него точно такой же вход, конструкция внутреннего помещения (разве что несколько короче). Но видно, что ДЗОТ в отличие от блиндажа является не полностью заглубленным сооружением, снабжен амбразурой для ведения огня, то есть отверстием, которое находится выше уровня земли . Внутри нет нар, отопления, освещения, но есть стол для пулемета, могут быть полки для запаса патронов. В ДЗОТе находится только расчет пулемета, на плоскости из бревен оружие удобно разместить для стрельбы. Похожи ли между собой вот эти постройки? (указываю на ДЗОТ и ДОТ). Чем похожи? В чем их отличие? Ответы: Дзот- это недолговечная огневая точка, а ДОТ  построен из бетона и потому предназначен для долговременной обороны и стрельбы различными огневыми средствами.      

Воспитатель: Неподалеку возвели ДОТ - долговременную огневую точку, которая выполнена из бетона (показывает на макете). ДОТ сразу можно отличить от других укрепительных сооружений по цвету, прочности материала.  В ДОТе солдаты защищались от поражения огнём противника (пулями, осколками, минами, взрывов снарядов и авиабомб) и могли вести огонь по противнику через амбразуры – отверстия или башенные артиллерийские и пулеметные установки. ДОТы были более прочными, но строились они реже, чем ДЗОТы, так как строить их было тяжелее и дольше. Но зато они имели высокую степень защиты, были долговременны и не огнеопасны. Для того, чтобы удобно было перемещаться от одного укрытия к другому, вырыли окопы, траншеи, а своеобразная стенка, выложенная из бревен удерживала землю от осыпания. Так строители создали укрепленный район местности для выполнения оборонительных задач. До 5 марта 1944 г. были предусмотрены мероприятия по зимнему содержанию и весеннему ремонту тыловых оборонительных сооружений, они подлежали охране и поддержанию в порядке. После продвижения наших войск все дальше от нашей страны  работы по поддержанию оборонительных сооружений в готовности были прекращены. Есть ли необходимость применения его в мирное время? После ее окончания его сооружения использовали в мирных целях под склады, овощехранилища или полевые станы.  Так завершилась эта трудовая эпопея. Пусть теперь говорят, что не пригодились эти сооружения. Ну и хорошо, что не пригодились! Зато мы знаем, на что способен наш народ в трудную годину.

Воспитатель: Я уверена, что наша беседа была полезной и интересной для всех нас.  Закончить нашу встречу  предлагаю песней «Землянка» сл. А. Суркова, муз .К. Листова. (воспитатель с родителями  исполняют песню)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа в средней группе на тему: «Старость нужно уважать».

Материал можно использовать для беседы с детьми 4-5 лет, беседа направлена на воспитания уважительного отношения к людям старшего поколения....

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа. В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа.

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа.В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа, воспитанники познакомились с историей его строительства.Ребята узнали, что ...

Конспект занятия «Невидимый подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей....

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи» Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвиг...

«Герои труда» тематическое мероприятие, посвящённое трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для детей подготовительной к школе группы

Тематическое мероприятие "Герои труда" может быть использовано в работе воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ, педагогами СОШ....

Сценарий мероприятия приуроченного трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Сценарий мероприятия, приуроченного  году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных  рубежей...

Публикация. Реализация проекта «Сурский оборонительный рубеж» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Платонова Н.М.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения  задач социализации и воспитании...