Публикация. Реализация проекта «Сурский оборонительный рубеж» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Платонова Н.М.
книга по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения  задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.    

Ключевые слова: дети с ОВЗ, реализация проекта, нравственно-патриотическое воспитание, Сурский оборонительный рубеж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_dlya_publikatsii.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Сурский оборонительный рубеж» в коррекционной работе учителя-логопеда  с детьми с ОВЗ.

Платонова Н.М.

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского района

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения  задач социализации и воспитании патриотических чувств детей.   

Ключевые слова: дети с ОВЗ, реализация проекта, нравственно-патриотическое воспитание, Сурский оборонительный рубеж.

 В Чувашии 2021год был посвящен строителям Сурского оборонительного рубежа.  Данная тема сложная по содержанию  для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тем не менее, я задумала решать логопедические задачи на коррекционных занятиях,   знакомя детей с подвигом чувашского народа на строительстве обороны, раскрыть тему в доступной для детей форме,  обогатить знания дошкольников и воспитывать патриотические чувства,  затронуть задачи социализации детей с ОВЗ.  С этой целью решила применить  метод проектов.  Преимущества метода проектов в работе логопеда  – это значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их педагогическую компетентность в области коррекционной деятельности.

К сожалению Сурский оборонительный рубеж - мало изученная историческая тема,  имелись  скудные информации, малочисленный наглядный материал по строительству Сурского оборонительного рубежа.  Опираясь на имеющиеся информации, следовало  как можно активнее формировать у детей представления, знания о строительстве Сурского рубежа, воспитывать гордость за чувашский народ, патриотические чувства.

Работа над проектом «Сурский оборонительный рубеж» оказалась интересной в моей практике. Это долгосрочный проект, рассчитанный на весь календарный год.

Цель проекта:  обогащение  словаря детей по лексической теме «Сурский оборонительный рубеж», развитие  лексико-грамматических категорий  языка по данной теме и связной  речи  дошкольников с нарушениями речи. Воспитание патриотических чувств.

Коррекционно-образовательные задачи проекта:

Учить составлять рассказ по картине Е., Г. Журавлевых «Сурский оборонительный рубеж». Учить называть и находить на карте реку Сура, Волга, г. Чебоксары, Ядрин, Алатырь, Шумерля, населенные пункты Порецкое, Октябрьский,   определять границы Сурского рубежа, называть  оборонительные объекты (траншея, дзот, блиндаж, окоп, землянка).

Расширять знания детей об орудиях труда и транспорте, использованные на строительстве обороны, называть (лопата, лом, кирка, тележка, носилки, гусеничный трактор, экскаватор). Закреплять знания о начале и об окончании оборонительной работы. Формировать  первичные знания детей об  истории строительства Сурского оборонительного рубежа в Чувашии.

Воспитательные задачи: воспитывать  чувство уважения и гордость за чувашский народ и патриотические чувства.

Тип проекта: долгосрочный (январь – октябрь 2021г.), исторический, познавательно - речевой, творческий.  Вид проекта: индивидуально-групповой. Участники проекта: дети, родители, учитель-логопед.

Этапы работы над проектом:  1. Подготовительный этап (14.01.21 – 31.01.21). Сбор исторического материала.  Разработка занятий по формированию лексико-грамматических категорий, по формированию связной речи.

Создание  презентации, подобрать познавательные литературные произведения для детей.

Работа с родителями. Сбор информации о родственниках, принявших участие в строительстве Сурского рубежа. Написание картины папой и сыновьями семьи Журавлевых «Сурский оборонительный рубеж».

  1. Основной этап. Коррекционная логопедическая работа с детьми с

 ТНР. (01.02.21 – 31.09.21). 1. Знакомство с рекой Сура. (Рассматривание картин, беседа о реке Сура, нахождение реки Сура на карте). Задачи: учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять предложения по картинкам. 2. Рисование на карте Чувашии вдоль реки Сура границы прохождения Сурского рубежа. Задача: учить называть и находить на карте реку Сура, Волга, города Чебоксары, Ядрин, Алатырь, Шумерля, населенные пункты Порецкое, Октябрьский. 3. Рассматривание иллюстраций о строителях  оборонительного рубежа (одежда, обувь, головной убор), орудия труда (кирка, лопата, лом, кувалда, топор, пила), транспорт (гусеничный трактор, гусеничный экскаватор, телега, тележка),  объектов  обороны (дзот, блиндаж, землянка, окоп, траншея.) Задачи: обогащать  словарь детей по теме, учить согласовывать прилагательные, числительные с существительными. 4. Заучивание текстов, стихотворений. Задачи: учить понимать стихотворные тексты, читать наизусть стихотворения, развивать связную речь. 5. Составление по картине Е.,Г. Журавлевых рассказа «Сурский оборонительный рубеж». Задача: учить составлять рассказ по картине. Учить понимать содержание картины, настроение людей, тяготы тяжелого труда, самоотверженность трудового народа на благо своей страны. Обогащать словарь глаголов, прилагательных. 6. Участие в мероприятии, посвященный Дню Победы. 7. Работа с родителями. Закрепление выученных текстов, стихотворений по теме.

 3. 3аключительный  этап (01.09.21 – 22.10.21). Взаимодействие со сверстниками и взрослыми ДОУ. 1. Презентация картины Е., Г. Журавлевых «Сурский оборонительный рубеж».  2. Чтение и рассказывание текстов, составленных детьми на коррекционных занятиях, посвященных Сурскому оборонительному рубежу. 3. Подведение итогов проектной деятельности в коррекционной  работе.

Рассказ Вики П. (6лет) по картине Е., Г., Л. Журавлевых «Сурский оборонительный сюжет».

Оборонительный рубеж.

Была война. Фашисты напали на нашу землю, чтобы мы не ходили в детские сады, не учились в школе, не работали. Люди стали строить оборонительный рубеж в лесу вдоль реки Сура. Была зима, погода холодная, все ходили в теплой одежде, в валенках. Сура покрыта льдом и снегом. Земля твердая, морозная, копать тяжело. Люди работают  кирками, лопатами, ломами, топорами. Рубили, пилили деревья, строили блиндажи, строили землянки. Работают  женщины, старики, дедушки, девушки, подростки, юноши. Труд был тяжелый, все уставали. Настроение было тяжелое, потому что на страну напали фашисты. Но люди трудились и построили оборону крепкую, длинную, глубокую. Фашисты не дошли, их прогнали наши солдаты. Но мы будем помнить труд наших прадедушек, прабабушек, подростков и девушек.

В ходе реализации проекта дети обогатился   и расширился   словарь по теме «Сурский оборонительный рубеж», формировались  грамматические категории языка, связная речь.

Литература.

1. «Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Под общей редакцией Л.В. Лопатиной. М, 2014 – 445с.

2. Информация из Интернет – сайтов  Чувашии.

3. Художественная литература: Е.Кириллова «В сорок первом году…..», В.Голованов «Минули годы…», «Девочка. Худые плечи…», Н.Иванович «На Сурском оборонительном рубеже…», М.Колчин «Затянулись земли раны…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Клоун терапия, как элемент коррекционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии"

Данный проект будет интересен  воспитателям, педагогам-психологам коррекционных дошкольный учереждений...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа. В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа.

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа.В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа, воспитанники познакомились с историей его строительства.Ребята узнали, что ...

Беседа по макету «Здесь было все, что нужно в обороне: окопы, доты, дзоты ,блиндажи» (Сурский оборонительный рубеж)

На наглядной основе (макет) познакомить родителей с укрепительными сооружениями, которые возводили строители на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны....

Публикация. Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и  представлены вар...