Публикация. Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.
книга по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и  представлены варианты  игр - занятий с различными материалами. Так же  рассмотрены особенности развития детей с ЗПР.

Ключевые слова. Дети с  задержкой психического развития, дошкольный возраст, мелкая моторика, игры-занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya._vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и  представлены варианты  игр - занятий с различными материалами. Так же  рассмотрены особенности развития детей с ЗПР.

Ключевые слова. Дети с  задержкой психического развития, дошкольный возраст, мелкая моторика, игры-занятия.

Взаимодействие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога в последнее время стала необходимой, так как нарушения в развитии ребенка с ОВЗ дошкольного возраста и обусловленные трудности часто сопровождаются снижением активности ребенка к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Если дети при нормальном интеллектуальном развитии в последнее время страдают снижением познавательной деятельности, снижением объема запоминания и воспроизведения материала, неустойчивостью внимания и повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, то у детей   с ЗПР выше сказанные качества еще сильнее нарушены. Они недостаточно ориентируются в фактах и явлениях окружающей действительности, отличаются бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности и  психические процессы истощаются, снижаен уровень обобщения и осмысления действительности. Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения. Коррекционно-развивающий процесс предполагает исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы.

Перед специалистами нашего детского сада встает задача обеспечить детям с ЗПР максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Целью совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Из выше сказанного вытекают общие задачи:  

• определить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

 • создать формы взаимодействия дефектолога, логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды.

Взаимодействие в работе специалистов начинается уже на этапе первичного обследования ребенка при изучении особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития и каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.

Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог. Задачи учителя - дефектолога:

• Углубленно  диагностировать развитие познавательной деятельности ребенка.

 • Систематически вести  коррекционно-развивающую  работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям: развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), развитие речи,  моторики, математических способностей и  расширение кругозора.

• Прослеживать  динамику развития детей.

• Оценивать интеллектуальную готовность к обучению в школе.

• Формировать у педагогического коллектива и родителей готовность к коррекционной работе, оказывать им помощь.

Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития. У детей с ЗПР со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями. Педагог-психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Задачи учителя-логопеда в логопедической работе с детьми с ЗПР следующие:

• Изучить уровень речевого развития и индивидуальных особенностей детей, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком

• Проводить коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

И совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как педагог-психолог и учитель-дефектолог, учитель-логопед могут совместно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории  и скоординировать работу всех педагогов ДОУ, родителей.

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, специалисты нашего детского сада разработали комплекс коррекционных игр-занятий для    развития мелкой моторики детей с ОВЗ. Работа начинается с младшего возраста. Комплекс занятий разработан понедельно по лексическим темам, которые соответствуют календарно-тематическому планированию дошкольного учреждения. Для закрепления материала,  задания выдаются воспитателям, работающих в комбинированных группах. В соответствии с этим комплексом проводятся дополнительные игры-занятия во второй половине дня с детьми с ЗПР.

На  этих-играх занятиях используются различные виды материала: сыпучие природные материалы, бумага, палочки, пуговицы, пластилин, соленное тесто, бусы, прищепки, пуговицы и др. Приведем пример комплекс игр-занятий по развитию мелкой моторики на 1 месяц.

Май. 2-3-4 неделя. Тема «Труд весной на даче».

  1. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  2. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  3. «Кто больше соберет фасоли?» - собрать фасоль с ковра.
  4. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
  5. «Строим дачный дом» - используя мелкий строительный набор построить «дачу».
  6. «Дорожки» - выкладывание дорожек из геометрических фигур на ковре.
  7. «Постираем грязную одежду» - застегивание и расстегивание пуговиц на одежде.
  8. «Сушим белье» - развязывание узелков на бельевой веревке,  развешивание одежды и закрепление прищепками.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ и особенно у детей с задержкой психического развития очень важно, так как  у таких детей трудности вызывает динамическая организация двигательного акта, они  порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Специалисты и педагоги  дошкольного учреждения  обучают детей на основе этих занятий верно определять направление движений мелкой моторики, выделять ведущую руку, тренируют руки в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на раслабление, развивают зрительно-двигательную координацию.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения

В  рамках  обмена  опытом  предлагаю  вниманию  коллег  лист  взаимодействия  учителя - логопеда  группы  компенсирующей  направленности...

Внедрение технологий эффективной системы повышения профессиональной мотивации специалистов дошкольных образовательных учреждений

Мотив (от лат.mоvеге - приводить в движение, толкать) в словарях ча­ще всего обозначается как субъективная причина (осознанная или неосоз­нанная) того или иного поведения, действия человека; психическ...

Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-пра...

Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дн...