Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Волкова Татьяна Юрьевна

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - дефектолога и других профильных специалистов образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vzaimodeystvie_pedagogov.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

казенное  учреждение Омской области  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сообщение из опыта работы по теме:

Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе

Составила:

Волкова Татьяна Юрьевна,

учитель – дефектолог

высшая кв. кат.

2018 г

Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможностями  здоровья, со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её функциональной незрелости.  Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, которая позволит добиться положительных результатов в работе с детьми с ОВЗ.

Эффективность коррекционной работы с детьми данной категории определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - дефектолога и других профильных специалистов образовательного учреждения.

Цель работы  учителя – дефектолога:

Коррекция отклонений в развитии, а так же социально психологическая реабилитация для последующей интеграции наших детей в общество.

Основные задачи:

1) создание ребёнку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психо - физического  развития;

2) обеспечение охраны и укрепления здоровья;

3) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

4) стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

5) профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей  предусматривает соблюдение следующих условий:

- проведение диагностико - консультативной работы;

- построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);

- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоциональной окрашенностью, прикладной направленностью и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;

- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.

В нашем учреждении накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов коррекционного процесса, которые работают в тесном контакте друг с другом и  стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.   

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов были разработаны следующие задачи:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-дефектолога,  воспитателей, музыкального руководителя,   инструктора по физической культуре и плаванию) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Для того, чтобы процесс коррекционно – педагогической работы был более успешным, необходимо  скоординировать свои действия,  и объединить их всем участникам образовательного процесса. Взаимодействие в работе начинается с психолого – медико – педагогического обследования, которое проводится всеми участниками педагогического процесса. Учитывается не только то, что ребёнок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, то есть учитывается зона его ближайшего развития. 

После завершения комплексного обследования, на заседании ПМПК детского дома, педагоги обсуждают результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приёмы педагогического работы. С этой целью учитель – дефектолог и воспитатели группы разрабатывают индивидуальный маршрут коррекционной помощи каждому ребёнку с ОВЗ.

Каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Воспитатель в своей работе опирается на сведения учителя – дефектолога об усвоении учебного материала, организует индивидуально приемлемые формы взаимодействия с детьми с учётом интеллектуального и речевого развития каждого дошкольника. Дефектолог формирует у ребёнка первичные умственные действия и основу формирования социальных навыков, а воспитатель закрепляет сформированные умственные действия и социальные навыки. Для обеспечения тесного сотрудничества с воспитателями коррекционной группы дефектолог ведёт тетрадь взаимодействия с описанием рекомендаций в развитии и обучении на каждого ребёнка на 1 – 2 недели в рамках указанной лексической темы.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем  организуют и проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует  воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателям : готовит консультации, рекомендации, памятки.

                Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует  с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики.  Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Параллельно с работой педагогического коллектива, медицинская сестра составляет на каждого ребёнка  паспорт здоровья, в котором отражается соматическое здоровье ребёнка. С учетом этого, профильные специалисты планируют систему работы по использованию оздоровительных мероприятий с каждым ребёнком. Дополнительно, для детей подготовительного возраста, функционально не готовых к школьному обучению на начало учебного года, составляется индивидуальный план оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. 

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый участник образовательного процесса информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

                Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателями. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но  тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.  

             Таким образом, вся эта деятельность, взаимодействие всех участников в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда

В данной работе представлены виды работ по отработке обобщающего понятия "Мебель"....

Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе  прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...

Публикация. Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и  представлены вар...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...