Конспект занятия «Невидимый подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Невидимый подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи:

Образовательные: 

  1. продолжить знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;
  2. ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны;
  3. формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

Развивающие: 

  1. активизировать у детей интерес к истории родного края в период Великой Отечественной войны;
  2. развивать внимание, мышление, речью.

Воспитательные: 

  1. воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа;
  2. воспитывать уважение к труженикам тыла.

Словарная работа: активизировать слова «строительство», «лопата», «лом», «кирка»; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».

Материал и оборудование: фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе; «Наше дело правое. Победа будет за нами», художник В. Серов; фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.

Ход занятия:

  1. Беседа.

Воспитатель (читает стихотворение): 

Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей). В 2021-ом году исполнилось 80 лет с начала Великой Отечественной вой, а еще в нашей стране отметили 76-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Война была тяжелым испытанием для всего русского народа. Войну назвали Отечественной, потому что людям надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять её у нас. Великой война была названа, потому что она продолжалась целых четыре года. Скажите, ребята, вы знаете, кто напал на нашу страну в том далеком 1941-ом  году? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Было раннее воскресное утро, 22 июня 1941-го года. В 4 часа утра, когда ещё все спали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Вражеские самолёты стали бомбить деревни, села и города. Наша страна не ожидала такого развития событий, и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.

По всей стране по радио звучало объявление о начале войны. Люди молча, с болью в сердце слушали обращение к людям диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина-мать зовёт!», художник И. Тоидзе). «Родина-мать зовёт! Всё для фронта, всё для Победы!» - так доносились до людей призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна.

Физически здоровых мужчин  и молодых парней стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами»).

С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа, а  дальше завоевать нашу страну фашисты смогут без труда. По их планам, война должна была закончиться еще до осени.

В то тяжелое время все надеялись, что враг будет разгромлен, но когда это случится, никто не знал. Весь русский народ тогда сплотился против грозного врага.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска стояли под Москвой, наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство: строительство оборонительных рубежей (Воспитатель предлагает повторить выражение «строительство оборонительных рубежей» индивидуально). По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей: Сурского и Казанского (воспитатель показывает на карте линии, по которым проходили эти рубежи, предлагает повторить названия Сурский рубеж, Казанский рубеж). Основная задача этого строительства – не пропустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы…

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что такое оборонительный рубеж? Оборонительный рубеж – это длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать определенную территорию.

Вопросы к детям: Во что была вовлечена наша республика? (Ответы детей: строительство оборонительных рубежей). Что такое «оборонительный рубеж»? (Ответы детей: длинная укреплённая полоса).

- Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на плечи подростков, женщин и стариков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (воспитатель показывает фотографии окопов, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Иногда морозы достигали 40 градусов. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы вручную, вооружившись лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Людям не хватало теплой одежды, еды, инструментов, но, несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму чувашского народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.

Физкультминутка.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. (Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).

- Молодцы, ребята.

Воспитатель: - Ребята, когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? (ответы детей: окопы, землянки, блиндажи). Что они строили? (ответы детей: землянки, командные пункты). Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? (ответы детей: лопату, лом, кирку).

- К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Вырытые окопы, блиндажи и землянки ещё очень долго напоминали людям о войне. Позже их разравняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но нужно обязательно сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей! Ведь им было так же тяжело, как и солдатам на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию). А еще в этом году в селе Байгулово Козловского района началось строительство монумента «Строителям безмолвных рубежей». Это будет красивейшее место памяти и гордости за подвиг чувашского народа.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Невидимый воздух"

Конспект опытно-экспериментального занятия, целью которого является ознакомление ребят среднего возраста со свойствами воздуха....

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа. В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа.

МБОУ «Алтышевская ООШ» дошкольная группа.В память о трудовом подвиге строителей Сурского оборонительного рубежа, воспитанники познакомились с историей его строительства.Ребята узнали, что ...

Конспект занятия "Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны"

Конспект призван расширять знания детей о трудовом подвиге нашего народа во время ВОв, воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ....

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Конспект занятия «Подвиг чувашского народа в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи» Цель: формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою нацию, уважение к подвиг...

Беседа по макету «Здесь было все, что нужно в обороне: окопы, доты, дзоты ,блиндажи» (Сурский оборонительный рубеж)

На наглядной основе (макет) познакомить родителей с укрепительными сооружениями, которые возводили строители на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны....

«Герои труда» тематическое мероприятие, посвящённое трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для детей подготовительной к школе группы

Тематическое мероприятие "Герои труда" может быть использовано в работе воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ, педагогами СОШ....

Сценарий мероприятия приуроченного трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

Сценарий мероприятия, приуроченного  году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных  рубежей...