Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
консультация (младшая группа)

павлюкевич наталья владимировна

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

           Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.                                                      

           Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.    

           Психологи отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности в следующей последовательности.

 Для ранней детской речи характерна ситуативная связанность  высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т. е. ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, а затем вычленение ее компонентов. Ко времени, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи.

 Другой путь усложнения речевых умений — это переход от диалогической речи к различным формам монологической.

Диалогическая речь рассматривается учёными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для неё характерны такие формы как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое.    

           Монолог является сложной организованной системой облечённых в словесную форму мыслей, характеризующейся  преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить.

           Структура реплик (диалога) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные.  Репликам не свойственны  сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания, при спонтанном диалоге.  

           Монологической речи эти нарушения обычно не свойственны. Она протекает в рамках традиционных форм, и это является её основным организующим началом. Отступления от нормы не страшны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. В диалоге принимают участие прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.    

     Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать сокращения, разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком. Ребенок учится произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. Умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное — понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в самом раннем возрасте, ибо именно здесь происходит зарождение и развитие монологической речи.                

  Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания). Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец, А.А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи.  Каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует. Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания. Произвольность устной монологической речи предполагает умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего.

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.        

      Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи. Именно в процессе диалога ребёнок учится произвольности своего высказывания, и у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования.

      Таким образом, формирование у детей связной речи осуществляется в процессе всех направлений работы над программой речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие "Связная речь".

Консультация для воспитателей......

консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"

В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста  по  периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет....

Понятие «Театрализованная игра» и ее значение на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реали...

Связная речь и ее значение в развитии ребенка.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания....

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность ...

Статья "Понятие "связная речь""

В статье представлена информация о понятии "связная речь", о ее развитии и коррекции...

Связная речь и ее значение на развитие ребенка

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка...