Статья "Понятие "связная речь""
статья по развитию речи

Григорьева Инна Сергеевна

В статье представлена информация о понятии "связная речь", о ее развитии и коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svyaznaya_rech.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Сущность понятия «связная речь»»

Автор: Григорьева И.С., воспитатель ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое [Баринова Е.А., 1971, Ладыженская Т.А. 1980, Текучев А.В. 1986].

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи, однако в данной работе сделан упор на исследование монологической формы речи.

Диалогическая (диалог)- первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных  высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора ( беседы ) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.  [А.Р.Лурия, 1998;  Т.Г.Винокур, 1993].

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [Лурия А.Р., 1998].  Впервые, понятие связная монологическая речь была выделена Л.П. Якубинским, который утверждал, что  для монолога характерна длительность, обусловленная его связностью, построением речевого ряда, односторонний характер высказывания, не рассчитанный на медленную реплику; наличие заданности предварительного обдумывания. [Якубинский Л.П., 1923].

Такие авторы как А.Г. Зикеев, А.Р.Лурия, Л.А.Долгова  выделяют основные свойства монологической речи:

-односторонний и непрерывный характер высказывания;

-произвольность;

- развернутость;

-логическая последовательность изложения;

-обусловленность содержания ориентацией на слушателя;

-ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется [Зикеев А.Г., 1976, Долгова Л.А. 1996, Лурия А.Р. 1998].

С.Л. Рубинштейн отмечает то, что связная речь строится на умении раскрыть мысль. Он выделил в монологической речи мыслительный и речевой компоненты, которые взаимосвязаны, так же он подчеркивает тот факт, что развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются в связную речь в качестве частных моментов и не определяют ее психологической сущности. [Рубинштейн С.Л., 1941]

Валгина Н.С. отмечала, что важнейшими текстовыми категориями являются цельность и связность. [Валгина Н.С., 2003]

Любой правильно организованный текст, представляет собой смысловое и структурное единство, части которого тесно взаимосвязаны как синтаксически, так и семантически.

Термином "высказывание" определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные со стороны содержания и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой  [А.А.Леонтьев 1997, Т.А. Ладыженская 1980].

Глухов В. П. отмечает, что существуют «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Далее чуть подробнее об этих видах.

Описание - сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».

Повествование - сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Выделяются различные формы повествования. Разновидностью повествования является, рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка [Глухов В.П., 2004].

Рассуждение - особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений). В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения.

Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания — последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста.

Для овладения важнейшей стороной речи, такой как связность требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Список используемой литературы:

1. Валгина Н. С. Теория текста.М., 2003 г.-280 c.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, М., 2004.— 168с.

3. Долгова О. В. Семиотика неплавной речи. М. , 1978- 264с.

4. Долгова О. В. Синтаксис как наука о построении речи. М. , 1980- 130с.

5. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития. М., 2014

6. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд.пед. наук. - М., 1977.,18 с

7. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.. 1980- 240с.

8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975- 90с.

9. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958- 16с.

10. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена - Л., 1941 г. – 35с.

11.  Якубинский Л.П. О диалогической речи/Русская речь. М.,1923- 15-47с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...