Главные вкладки

    Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
    материал по теме

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи»

    Учитель-логопед: Старикова Е.К.

    Цель: Систематизация знаний педагогов по развитию и формированию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

    Задачи:

    • Информирование педагогов об особенностях формирования смысловой стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
    • Ознакомление педагогов с игровыми технологиями по развитию лексического запаса и формированию грамматических представлений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
    • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

    Семинар – практикум «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:

    развитие словаря, формирование грамматической стороны речи»

    Ход семинара-практикума:

    1. Приветствие.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию семинар – практикум «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи».

    2. Теоретическая часть:

    Выделяют следующие направления компонентов устной речи:

    • Звуковая сторона речи (произношение звуков, различение звуков, определение места звука в слове, слоговая структура слова);
    • Смысловая сторона речи (словарный запас, грамматический строй речи);
    • Связная речь.

    Мы сегодня поговорим о таком направлении, как смысловая сторона речи.

    Следует отметить, что именно это направление является одной из самых основных задач коррекционного обучения и воспитания. И решение этой задачи предполагает:

    1. Формирование и развитие словаря.
    2. Грамматически правильное оформление речевого высказывания.


    I. Формирование и развитие словаря. 

    Задачи:

    1. Активизация и обогащение словаря по теме:

    На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и т.д.

    2. Описание частей предметов, особенностей их строения:
    Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму).

    3. Название признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер.

    4. Обращать внимание детей на некоторые сходные по значению слова (слова –синонимы): веселый-радостный, грустный-печальный, ласковый-нежный и т.д. и противоположные по смыслу слова (слова-антонимы): широкий-узкий, веселый-грустный, темный-светлый и т.д.

    5. Развивать умение обобщать, классифицировать и сравнивать слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

    II. Формирование и развитие грамматических представлений  речи

    Задачи:

    1. Формирование навыков  словообразования:

    • Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
    • Образование относительных прилагательных;
    • Образование притяжательных прилагательных;
    • Образование приставочных глаголов.

     

    2. . Формирование навыков словоизменения:

    • Употребление в речи имен существительных в форме ед. и мн. числа, в форме мн. ч. и  род. пад.
    • Совершенствование умений детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; числительные с существительными.
    • Правильное употребление предложно-падежных конструкций.
    • Употребление предлогов (простых и сложных).

     3. Составление предложений  разной структуры с постепенным усложнением.

    Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них прилагательных, наречий и др.

    3. Практическая часть

    Педагогам предлагаются практические задания по формированию и развитию лексико-грамматических конструкций с последующим обсуждением.

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

    1. Игра «Назови ласково» -        

    Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

    2.  Игра « Что для чего?» -        

    На столе — хлеб, сахар, конфеты и т. д. -        

    Где хранятся эти предметы? (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т.д.)

    3.  Игра « Кто у кого?» -        

    Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» (У лисы — лисенок).

    4.  Игра « Как зовут маму, папу, детеныша?» (по картинкам)

    5. Игра « Два брата ИК и ИЩ»

    Жили два брата. ИК — маленький и худенький, ИЩ — высокий и толстый. У каждого брата было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ - большой домище. У ИКА — носик, а у ИЩА….?

    6Измени слово по аналогии:

    а) виноград — виноградинка

    горох-…

    лед-….

    б) бусы — бусинка

    пыль — ….

    7.  Назвать профессии (по картинкам)

    Кто носит багаж? Носильщик.

    Кто вставляет стекло? Стекольщик.

    8.    Игра «Как назвать того, кто…?»

    Кто на паровозе ездит? Машинист.

    Кто песни сочиняет? Композитор.

    Кто водит самолет? Летчик, пилот.

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов.

    1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Логопед предлагает педагогам показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

    мыла — вымыла, вешает — повесила,

    умывается — умылся рисует — нарисовал

    одевается — оделся прячется — спрятался

    гладит — погладила стирает — постирала

    рисует — нарисовал пишет — написал

    поливает — полил ловит — поймал

    чинит — починил красит — покрасил

    рубил — срубил догоняет — догнал

    убирает — убрал строит — построил

    2. Игра «Чем отличаются слова?»

    Логопед просит показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается.

    Делается вывод: умывается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается - обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

    Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

    3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

    а) В импрессивной речи.

    Логопед называет слова, обозначающие действия, педагоги должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

    входит — выходит,

    подлетает — отлетает,

    подходит — отходит,

    влетает — вылетает,

    переходит — перебегает,

    наливает — выливает,

    залезает — слезает.

    Аналогичным образом проводится игра в лото.

    У педагогов карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, педагоги закрывают соответствующую картинку фишкой.

    б) В экспрессивной речи.

    Логопед предлагает  назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

    Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.

    1. Игра «Чьи хвосты?»

    Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

    Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

    Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

    Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

    — А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

    Хвост собаки — собачий.

    Хвост кошки — кошачий.

    Хвост коровы — коровий.

    Хвост лошади — лошадиный.

    Хвост быка — бычий.

    Хвост козы — козий.

    Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

    2. Игра «Ералаш»

    Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Педагогам раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Педагоги находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

    3. «Правильно назови листья».

    Лист дуба — дубовый лист,

    лист осины — ...

    лист березы — ...

    лист клена — ...

    лист липы — ...

    лист яблони — ...

    лист рябины — ...

    лист смородины — ...

    шишка сосны — ...

    шишка ели — ...

    сережка ольхи — ...

    4. Сравните предметы и закончите предложения.

    Апельсин большой, а арбуз еще больше.

    Клубника маленькая, а смородина еще ...

    Дыня сладкая, а арбуз еще ...

    Персик мягкий, а вишня еще ...

    Яблоко твердое, а айва еще ...

    Груша вкусная, а ананас еще ...

    5. Ответить на вопрос «Как?»

    Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

    Вечером темно, а ночью еще ...

    Осенью холодно, а зимой еще ...

    В пальто тепло, а в шубе еще ...

    Весной солнце светит ярко, а летом еще ...

    Весной птицы поют звона, а летом еще ...

    Поезд едет быстро, а самолет летит еще ...

    Родственные слова

    1. Подобрать слова — «родственники» (тема «Зима»).

    На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

    — А теперь подберите слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

    — Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

    Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

    Лес, лесок, лесной, лесник;

    гриб, грибок, грибник, грибной;

    вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

    сахар, сахарный, сахарница;

    носят, поднос, носильщик;

    гора, горка, гористый, горный, пригорок;

    лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

    дуб, дубок, дубовый;

    еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый;

    весна, весенний, веснянка, веснушка.

    2. Найти «лишнее» слово.

    Горе, горный, горе;

    боль, большой, больница;

    водить, вода, водный;

    лес, лесник, лестница;

    море, морщины, морской;

    беседа, беседка, соседка.

    3. Назвать общую часть слов-«родственников».

    Зимушки, зимовать, зимний;

    Животное, живет, живой;

    пасет, пастух, пастушка;

    почка, печник, испечь;

    дворик, дворник, дворовый;

    корма, кормить, кормление;

    сорить, мусор, насорить;

    звонить, звонок, звонкий.

    ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

    1. Игра «Что с чем?», или «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).

    Педагогам предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.

    Логопед предлагает  назвать «что с чем» изображено на картинке.

    2. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

    На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

    Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? -  Овощи растут на огороде.

    Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

    Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

    3. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).

    На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает  ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

    Собака живет в конуре.

    Белка живет в дупле.

    Лиса живет в норе.

    Ежик живет в гнезде.

    Медведь зимует в берлоге.

    Мышка живет в норе.

    Волк живет в логове.

    Лошади живут в конюшне.

    Корова живет в коровнике.

    Свиньи живут в свинарнике.

    Телята живут в телятнике.

    Кролики живут в крольчатнике.

    4. Игра « Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда» ).

    На доске картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Педагоги отвечают, выбирая нужную картинку.

    В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)

    В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре.)

    В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

    В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

    В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)

    В чем подогревают еду? (Буду подогревают в миске.)

    Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»

    Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

    Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)

    Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)

    Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)

    5. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

    Логопед предлагает педагогам быстро встать друг за другом, уточняя место каждого по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, вперед, сзади. Затем логопед просит каждого ответить на вопрос: « За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого?)».

    6. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций).

    Логопед: Жил человек рассеянный на улице Бассеинои... Кто написал про этого рассеянного человека?

    Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал:

    «Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его.

    «На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

    «Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

    «Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его. И т. д.

    7. Игра в лото (закрепление и дифференциация предлогов в, на, под, над).

    У педагогов карточки лото и фишки с изображением схем предлогов.

    На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом или под другим предметом.

    Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Педагоги находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей схемой предлога, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).

    8. Игра «Различай предлоги».

    На доске схемы предлогов в, на, под, над и их буквенные обозначения. У педагогв картинки с изображением двух предметов с различным пространственным расположением. Педагоги называют расположение предметов и помещают свои картинки под определенной схемой предлога.

    4. Подведение итогов. Рекомендации (Вручение памяток педагогам).

    Памятки для педагогов

    МЛАДШАЯ ГРУППА

    В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играет работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.

    1. Формирование умения употреблять существительные во множественном числе.

    2. Формирование умения  употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сначала предлагается назвать себя ласково.  (Полиночка, Женечка, Сашенька) Затем назвать ласково предметы, игрушки, потом картинки.

    3. Формирование умения образовывать родительный падеж существительных.

    4. Обучение детей согласовывать прилагательные с существительными.

    5. Обучение детей правильно понимать и использовать предлоги.

    6. Обучение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим). Для этого проводятся разнообразные игры.

    7. Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольно-приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).

    СРЕДНЯЯ ГРУППА

    В средней группе расширяется круг грамматических представлений речи:

    1. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (красный чайник, красная чашка, красное блюдце, красные тарелки).

    2. Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

    3. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

    4. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — нет зайчат; лисенок — лисята — нет лисят).

    5. Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?... шапку — ушанкой..., цветок — подснежником?»).

    6. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, предмета, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла).

    7. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает).

    8. Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже. 

    СТАРШАЯ ГРУППА

    1. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

    2. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

    3. Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют).

    4. Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

    5. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.  

    6. Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.

    7. В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    Продолжается обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями:

    1. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать сравнительную степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).

    2. В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).

    3. Уточняется правильное употребление  глаголов одеть — надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раздеть, но надеть — снять.

    4. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал — перебежал (на другую сторону), забежал (в дом), убежал (из дома); веселый — веселится; грустный — грустит.

    5. Закрепляется и умение образовывать названия детенышей животных (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок).

    6. Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова: Какие птицы (зима) в нашем лесу ?Дрова надо... (пила).

    7. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

    В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

    Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

    Формирование грамматической стороны речи и языковой рефлексии у детей

    Языковое существование - процесс не только интуптивно-бессознательный. Интуитивное движение языкового опыта неотделимо от языковой рефлексии; говорящий все время что-то "узнаёт" о языке, всё время что...

    Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.

    Обучение грамматически правильной речи, я осуществляю с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Также я использую игрушки и предметы. Игры, предложенные в разработке, рассчитаны...

    Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.

    Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Немногие дети стихийно достигают дост...

    Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

    Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...