Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Таурина Оксана Петровна

Обучение грамматически правильной речи, я осуществляю с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Также я использую игрушки и предметы. Игры, предложенные в разработке, рассчитаны на возраст с 4, 5 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.

Обучение грамматически правильной речи, я осуществляю с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Также я использую игрушки и предметы.

Например, при изучении темы «Посуда », я использую такие игры:

«Что купил Незнайка?»

Цель: учить называть предметы посуды по короткому описанию.

Содержание: Незнайка пришёл в магазин и купил там посуду, а как называется эта посуда, он не знает. Поможем Незнайке?

  • Эта посуда круглая, глубокая. Это…
  • Сделана она из глины – она глиняная. Это…
  • У этой посуды есть донышко, ручка. Это…
  • Эту посуду можно мыть, сушить, вытирать. Это..
  • В неё можно налить чай, компот, сок. Это…
  • Теперь Незнайка пьет чай из красивой….

«Закончи предложения»

Цель: учить согласовывать существительные в предложении в нужном падеже.

Содержание: К Незнайке в гости пришли куклы.

Он стал резать хлеб и взял…

Хлеб Незнайка положил в …

Потом Незнайка стал наливать куклам чай из…

Чай Незнайка наливал в большие ….

Сахар в чашке куклы размешивали маленькими….

«Один, одна»

Цель: учить согласовывать существительные с числительными один, одна.

Содержание:

  • Сколько ложек на столе? (одна)
  • Сколько чайников на плите? (один)

«Назови ласково»

Цель: Закреплять навык использовать в речи существительные в уменьшительно-ласкательной  форме.

Содержание:

У мамы ложка, а у тебя… (ложечка)

У папы тарелка, а у тебя… (тарелочка)

У тебя чашечка, а у мамы …(чашка)

«Где живут продукты?»

Цель: учить образовывать слова с помощью суффикса НИЦА.

Содержание: Сахар живёт в … сахарнице.  Сухари живут в … сухарнице.  Перец живёт в … перечнице.  Селёдка живёт в … селёдочнице. Конфеты живут в … конфетнице. Салат живёт в … салатнице. Суп живет в …супнице. Хлеб живет в… хлебнице.

«Чего не бывает?»

Цель: учить употреблять существительные в родительном падеже..

Содержание: Не бывает чайника без … (носика).

Не бывает терки без … (дырочек).

Не бывает кастрюли без … (крышки).

Не бывает сковородки без … (дна).

Не бывает кофейника без … (ручки).

Не бывает сита без … (дырочек).

Не бывает ножа без … (лезвия).

«Из чего сделан предмет?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

Содержание: Чашка сделана из фарфора, чашка ……фарфоровая

Стакан сделан из стекла, стакан….. стеклянный

Кастрюля сделана из железа, кастрюля …..железная

Сковорода сделана из чугуна, сковорода …..чугунная

Миска сделана из дерева, миска …..деревянная

«Для чего они нужны?»

Цель: учить объяснять назначение посуды.

Содержание:    Ложка – чтобы есть суп

Нож - …

Тарелка - …

Сковорода - …

Вилка -…

Чашка - …

Кастрюля- …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

В работе раскрываются методика и приемы  по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы...

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Формирование грамматической стороны речи и языковой рефлексии у детей

Языковое существование - процесс не только интуптивно-бессознательный. Интуитивное движение языкового опыта неотделимо от языковой рефлексии; говорящий все время что-то "узнаёт" о языке, всё время что...

Игры направленные на формирование грамматического строя речи.

Игры направленные на формирование грамматического строя речи....

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Игры, направленные на формирование грамматической стороны речи.

Обучение грамматически правильной речи, я осуществляю с помощью дидактических игр с наглядным материалом или без него. Также я использую игрушки и предметы....

Игра, направленная на формирование синтаксической стороны речи. Лото «Предлоги»

Цель: развивать навык правильного употребления предлогов....