Родительское собрание "Растим любознательных детей"
материал (старшая группа)

Харламова Светлана Алексеевна

Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в развитии познавательного интереса у детей.

 

Задачи: формировать у родителей представления о значении любознательности, познания в развитии ребенка, интереса к проблеме; развивать навыки общения родителей со своим ребенком; развивать интерес к участию в познавательных играх совместно с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_rastim_lyuboznatelnyh_detey.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас  в нашем зале. Спасибо вам за то, что нашли время и пришли на нашу встречу.

  А теперь, пожалуйста, разделитесь на 2 команды по цвету фишек и займите свои места. Придумайте названия своим командам и запишите её на маленькой афише.  

Сегодня мы проведём родительское собрание в виде круглого стола.

Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Итак, названия наших команд …… Приступим к дискуссии .По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем  делать вместе.

Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность? (Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

-Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?

-Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?

-Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

-К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?

Итак, начинаем нашу игру. Каждая команда получает по карточке, на которых написано несколько вопросов, которые нередко задают дети. (Раздаются карточки с 6-7 вопросами) .

- Я попрошу выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег?

7. Зачем надо учиться?

- Итак, время закончилось. Какие по популярности вопрос вы выбрали? (Ответ команд по очереди.)

Сколько совпадений у каждой команды? Хорошо! Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод?

Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы.

А как, по-вашему, отвечать на детские "почему", чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался? Представьте такую ситуацию:

Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: «Мама, почему идёт дождь? » Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет). Вопрос обеим командам: Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию: Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: «Мама, как называется эта бабочка? » Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки.

Вопрос командам: «Для чего мама предложила это ребёнку? ».

На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)

Представление итогов исследовательской работы с детьми «Как пьют растения?»

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

-Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. Уважаемые родители, какие книжки лучше выбирать для детей? (Даются книги разного формата и разной толщины) .

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 5-6 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей) - Почему вы выбрали именно эту книгу?

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.

Вам предлагаются карточки, в которых нужно определить последовательность знакомства с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек. (Даются карточки). Посмотрите на экран и проверьте сами себя.

На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки «Идёт коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и т. д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор. Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки. И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии,)

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы. Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.

На карточках даны загадки. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам:

1-й команде «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

2-й команде «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Послушаем отгадки на загадку «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином». А сейчас отгадки на загадку «Зимой и летом одним цветом».

Вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: «Ура! Наши победили!» Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности?

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло? Итак, задание командам: команда «…..» доказывает, что компьютер нужен ребёнку дошкольного возраста, а команда«…..» доказывает противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди. (Когда у команды закончатся доводы, педагог делает заключение)

Компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в разных сферах, Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

- Уважаемые родители, обратите  внимание на выставку  дидактических игр, которые лежат на столах. (продемонстрировать 2-3 игры) Как вы думаете, какую роль играют  такие игры в развитии любознательности ребенка?( Ответы родителей-

Какой вывод мы можем сделать?

Итак, уважаемые родители! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей «Как развивать любознательность у ребёнка».

Это и есть решение нашего родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в дошкольном учреждении: "Растим любознательных детей!"

Родительское собрание, которое проводиться с целью: помочь родителям лучше понимать своего ребенка, его увлечения и уметь помочь в его развитии....

Родительское собрание "Растим любознательных детей"

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шел...

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»Цель:  Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим ...

Родительское собрание «Растим детей любознательными».

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления....

Родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»

Данный конспект собрания поможет раскрыть перед родителями как организовать исследовательскую деятельность с детьми дошкольного возраста....