Консультация для родителей "Готовность ребенка к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Рекомендации по подготовке ребенка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик»

«Готовность ребенка к школьному обучению»

(рекомендации для родителей)

Ярмусевич И.Г.

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым

2018

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной, психологической и физиологической подготовки. Ребенок может уметь читать и считать, но физиологически быть еще слабым. Организм и определенные структуры мозга ребенка должны «созреть» для нового этапа его жизни. Ведь школа – это, прежде всего, изменение распорядка, образа жизни не только ребенка, но, бывает, и всей семьи. Не стоит забывать, что обучение в школе сопровождается увеличением физиологической и психологической нагрузки. К примеру, первоклассникам необходимо быстро привыкнуть к достаточно длительному по времени сидению на одном месте, при котором нужно все время удерживать внимание, да еще и обучатся новым навыкам. Это требует определенного уровня развития всех систем организма ребенка.

Важным показателем школьной готовности служит мотивационная готовность – «желание учиться». Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка самостоятельно добывать знания, обучаться новым навыкам, принимать ситуацию обучения, как необходимую для получения новых знаний.

Социальная готовность подразумевает, что ребенок-первоклассник должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям: его поведение  должно соотносится с поведением другим детей и учителя. Важно, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь ко всему классу, обращается и лично к нему. Также важна для успешного обучения, способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам. В общении со сверстниками необходимо, чтобы была развита способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. Взрослея, ребенок сталкивается с необходимостью решать все более сложные и разнообразные задачи; совершенствовать свои действия по решению этих задач, получая новые результаты. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как внимание, всех видов памяти, мышления, мелкой моторики. Очень важным интеллектуальным навыком выступает  умением планировать свои действия.

Личностная готовность к школьному обучению определятся сформированностью у ребенка «внутренней позиции школьника». В конце дошкольного детства у детей часто появляется желание подняться на новую возрастную ступень в глазах младших детей и сравняться в положении со старшими детьми. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Ребенок частично отказывается от игры – ведущего вида дошкольного возраста, проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе: адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Волевая готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок учится преодолевать возникающие трудности и начинает подчинять свои действия поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими поведением. Сформированность умений контролировать свои действия, подчиняться правилам во многом определяет успешное обучение ребенка в школе.

Теперь мы видим, что готовность к школе – это многогранное явление. Если не сформирован какой-то один компонент, то ребенок при поступлении в школу может столкнуться со многими  трудностями.

Сейчас я хотела бы вас познакомить с результатами диагностики готовности детей к школьному обучению. Диагностика проводилась  в октябре месяце. Цель этой диагностики:  определить уровень готовности детей на начало года и наметить цели по развитию компонентов готовности, которые западают.

В результате проведенной психологической диагностики готовности  к школьному обучению , в группе № 17 было выявлено 3  ребенка с высоким уровнем готовности (12%), 15 детей со средним уровнем готовности (58%), 8 детей с низким уровнем готовности (30%)

 

В группе № 21 было выявлено 0 детей с высоким уровнем готовности (0%), 7 детей со средним уровнем готовности (28%), с низким уровнем 18 детей (72%)

Какие факторы я отслеживала при диагностике детей. Это умение работать самостоятельно в режиме фронтальной (общей) инструкции, обучаемость, умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, уровень навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества фигур,  оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, уровень психо-социальной зрелости, общая осведомленность, оценка уровня произвольного внимания, уровень произвольной (волевой) регуляции деятельности, умение удержать алгоритм (последовательность) деятельности, уровень работоспособности, выраженность различных мотивов, побуждающих к обучению детей старшего дошкольного возраста, оценка тонкой моторики руки (умения удержать двигательную программу), оценка моторных навыков при изображении цифр, оценка сформированности графической деятельности.

Физиологическая и психофизиологическая незрелость ребенка приводит к повышенной утомляемости, снижению иммунитета, и как следствие – увеличению числа заболеваемости в первом классе, что затрудняет адаптацию ребенка к школе, мешает формированию у него новых социальных отношений со сверстниками и учителем, снижет уровень освоения школьной программы.

Интеллектуальная неготовность к обучению может привести к неуспешности выполнения учебных действий, затруднению понимания и выполнения требований учителя. Это ведет к затруднению освоения школьной программы, и, в дальнейшем, к низким оценкам.

Мотивационная незрелость часто приводит к тому, что ребенок вместо того, чтобы старательно работать на уроке, играет в игрушки, «гуляет» по классу, отвлекает других учеников. Дома такой ребенок сталкивается с трудностями выполнения домашнего задания, отвлекается на любую мелочь, что не может сказаться на успешности обучения в школе.

Недостаточное социальное развитие, низкое развитее волевых процессов, личностная незрелость, несформированность внутренней позиции школьника может привести к пониманию школьного процесса, как неуспешного. Отсутствие ощущения успешности в школе формирует у ребенка установку «плохого отношения к себе», возникает боязнь школы, нежелание посещать ее. Попадание ребенка в ряды «неуспевающих», может привести к школьной тревожности, которая проявляется в неуверенности в себе, боязни не оправдать ожидания учителя, к низкой адаптации в школьном коллективе и страх перед процессом обучения.

  • Организуйте занятия в виде игры (это повышает мотивацию к познанию).
  • Приучайте ребенка к самостоятельности (мелкие поручения).
  • Формируйте моторику и зрительно-моторную координацию (пальчиковые игры, подвижные игры с мячом, рисование, лепка, оригами).
  • Формируйте мышление, учите сопоставлять события, классифицировать, анализировать, находить сходство и различие, доказывать свою точку зрения.
  • Читайте и разговаривайте с детьми, расширяйте их кругозор.
  • Формируйте реальную самооценку (хвалите за достижения).
  • Формируйте умение доводить дело до конца и переживать неудачи.
  • Развивайте память, внимание, воображение, восприятие (обращайте внимание ребенка на окружающие события, вспоминайте то, что было, фантазируйте о том, что будет).
  • Развивайте интерес к школе, готовьте ребенка к новой роли школьника.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Уважаемые родители!  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всестороннее подготовлены к безболезненному и успешному вхожден...

Консультация для родителей "Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению"

В традиционной домашней педагогике есть непреходящие ценности, семейные традиции, формирующие в ребенке черты, которые делают его физическим и духовным продолжением своих родителей. Воспитание в семье...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к школьному обучению"

"Готовность ребенка к школьному обучению" - консультация для воспитателей и специалистов работающих с детьми с ОВЗ....

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Практически, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо: и учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни ...

Консультация для родителей по теме «Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению»

Консультация для родителей по теме«Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть ...

Консультация для родителей Развитие мотивации ребенка к школьному обучению школьному обучению

Консультация для родителейРазвитие мотивации ребенка к школьному обучению...