Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание детей через социально-коммуникативное направление»
консультация

Воробьева Людмила Викторовна

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален ,потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей, что показывает отношение государства к детству, семье как важнейшим компонентам общества.У самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, т.е. нравственно-патриотическое начало маленького гражданина. Именно в этом возрасте внутренний мир воспитанника – чистый лист, и его можно обогатить любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_patr_vospitanie.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание детей через социально-коммуникативное направление»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален ,потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей, что показывает отношение государства к детству, семье как важнейшим компонентам общества.У самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, т.е. нравственно-патриотическое начало маленького гражданина. Именно в этом возрасте внутренний мир воспитанника – чистый лист, и его можно обогатить любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... 

Цель нашей работы в данном направлении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. «Родина», «Отечество», «Единение», «Духовность» - именно в этих словах заложены самые близкие каждому человеку образы: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры, те, кто дает жизнь новому существу, а так же, окружает и поддерживает его на протяжении всей жизни. И хотя многие впечатления ребенка еще не осознаны глубоко, но, уже пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении будущей личности. 

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

  • формировать духовно-нравственное отношение, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;
  • воспитывать любовь и уважительное отношения к труду;
  • формировать у воспитанника базовое представление о правах человека (сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем);
  • знакомить с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;
  • воспитывать в детях толерантное отношение к традициям других народов;
  • развивать чувства гордости за достижения Родины

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Формы взаимодействия с педагогами и специалистами образовательного учреждения:

  • Совместное проектирование музыкально – образовательной среды, планов работы по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей;
  • Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении задач нравственно – патриотического воспитания;
  • Взаимное консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ;
  • Оказание помощи друг другу в организации и проведении досуговых мероприятий;
  • Совместная организация родительских собраний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников (совместная работа специалистов ДОУ обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса);

Основные принципы работы с дошкольниками:

  • От близкого к отдаленному (мой дом - моя улица – мой город -моя страна – моя планета).
  • От общего к частному (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
  • Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Систематичность ( Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.)
  • Позитивный центризм (передача знаний с учетом формирования нравственных чувств);
  • Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы образовательной музыкальной деятельности:

  • Тематические, комплексные и интегрированные музыкальные занятия;
  • Беседы, встречи с интересными людьми;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Досуговая деятельность.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы: словесные, наглядные, практические и приемы.

Основными приёмами патриотического воспитания в возрасте от 5до 7лет выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
  • вовлечение семьи в образовательный процесс.

В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используем такие приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
  • чтение стихов, потешек, сказок. (Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.)
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей .
  • знакомство с российской символикой;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • праздники и развлечения (Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.)

Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию целесообразно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Какими же принципами мы руководствуемся при создании предметно-развивающей среды?

интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

природосообразности – среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

гуманизации и партнерства - должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

культуросообразности – среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;

регионального компонента - должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Процесс нравственно-патриотического воспитания дошколькольников проходит более интересно и разнообразно с использованием технологий таких как:

  • Игровые;
  • Информационные;
  • Коммуникативные;
  • Проблемные;
  • Развивающего обучения;
  • Консультативные;
  • Визуальные;
  • Проектные;
  • ИКТ.

Для более эффективной реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходим тесный контакт с семьей, опора на ее традиции и опыты. Именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети, не всегда учат нравственности. Родители, чаще всего, озабочены подготовкой детей к школе

Поэтому, в своей работе, в рамках духовно – нравственного и патриотического воспитания, нами уделяется много внимания просвещению родителей, передаче им необходимой информации через различные формы работы:
- консультации;
- наглядная информация;
- беседы;
- родительские собрания;
- организацию совместных проектов «Моя семья», «Моя мама лучшая на свете», «Мой город»,«Лучший защитник – мой папа».
- совместные спортивные праздники (Малые олимпийские игры»);
- развлечения (День защитника Отечества, День Победы).

Результат нравственно-патриотического воспитания выпускника дошкольного образовательного учреждения

  • Отзывчивый;
  • Эмоционально-чувственный;
  • Активный;
  • Любознательный;
  • Креативный;
  • Уважительный к взрослым и сверстникам;
  • Имеющий свою «прочную» жизненную позицию.

И в заключении своего сообщения хочу отметить. Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда мы видим, каким замечательным человеком становится этот ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие »

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие » Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является эколо...

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание детей через социально-коммуникативное направление»

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален ,потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах форм...

Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...