Консультация для родителей "Воспитание сказкой".
консультация (старшая группа)

Латина Светлана Григорьевна

"Чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души." В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Не бойся сказок.            

 Бойся лжи.                                          

 А сказка? Сказка не обманет.

 Ребёнку сказку расскажи -

 На свете правды больше станет.

                                     В.Д. Берестов.

                                                                                                                                                                                                          

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые в других обстоятельствах для него не всегда эффективны.

Сюжет сказочных историй побуждает ребенка действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.

Путешествуя по сказочной стране, ребенок чувствует, что, если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Единый сказочный сюжет, как и наличие в этом сюжете игрового персонажа, способствуют формированию у детей целостного восприятия разнообразных жизненных явлений, развитию способности упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами сказочных историй и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации.

Правильно осознавать и глубже пережить содержание сюжета помогают многие факторы.

  • Правильный подбор сказочной истории в соответствии с возрастом ребенка, идейным содержанием текста.
  • Мастерство рассказывания сказки.
  • Беседа по поводу прослушанного, пересказ, помощь главному персонажу сюжета в выборе верного решения.

Сказка развивает эмоциональный интеллект детей.

С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Возможность непосредственного соприкосновения с рассказом-сказкой способствует эффективному развитию личности детей. Дети могут путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Они легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые сложнее прививаются в повседневной жизни.

Сказка развивает самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и способность управлять отношениями.

Учит противостоять неблагоприятному воздействию стресса, находить оптимальные способы решения своих проблем.

Активизирует собственные творческие ресурсы детей.

А так же: развивает внимание, память, мышление, креативность, активно формирует систему ценностей ребенка.

                 Основные приемы работы со сказкой.

  1.    Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. (Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет).
  2.    Рассказывание сказок. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.
  3.    Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это – важный диагностический материал. Дети учатся оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
  4.    Постановка сказок с помощью кукол. По мере того, как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые – более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно – у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

                                                     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка как фольклорный элемент"

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-р...

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для педагогов" Сказки на кончиках пальцев"

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать при проведении хороводов после чтения сказок....

Консультация для родителей." Сказки, которые мы читаем детям" Семейный куб: «В гостях у сказки»

Консультация для родителей."Сказки, которые мы читаем детям".Семейный куб: «В гостях у сказки»...

Консультация для воспитателей: СКАЗКА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. « Формирование интереса к словесному искусству через СКАЗКИ»

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе л...