«Оздоровление детей через повышение двигательной активности».
статья

Тема здоровья детей особенно важна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное снижение двигательной активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ткаченко Елена Ивановна,

воспитатель,

МАДОУ ЦРР д/с№19,

г. Ишим.

 Статья «Оздоровление детей через повышение двигательной активности».

Тема здоровья детей особенно важна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное снижение двигательной активности. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие. Ребенок,  по мнению академика Амосова Н.М. сталкивается с 3 пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разряди, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка и в первую очередь увеличению роста  веса тела.

Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.

В чем же причины повышенной заболеваемости: современные условия жизни (телевизор, комфорт) способствуют уменьшению количества движений производимых детьми в течение дня. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.

В последние годы ученых всё больше привлекает проблема детских стрессов – отсутствие положительных эмоций у ребёнка. Присутствие отрицательной психологической обстановки в семье. Известный ученый Щелованов Н.М. говорил: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы ведут к ухудшению здоровья ребёнка. В итоге мы сталкиваемся в снижении интереса детей к физической культуре, их малоподвижности, нежеланием детей принимать участие в спортивных и подвижных играх, несмотря на принимаемые профилактические мероприятия..

Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития и закаливания организма ребенка являются основными задачами. Это обусловлено тем, что органы у детей дошкольного возраста еще не совершенны, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды. Мышцы у детей богаты водой. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы).

Особое внимание следует уделять на укрепление слабо развитых групп мышц – разгибателей,  необходимо укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, увеличению жизненной емкости легких, кроме того следует научить детей дышать через нос.

С целью оптимизации двигательной активности можно использовать занятия  двигательного характера взаимосвязанные с комплексом оздоровительных мероприятий, а так же использовать нетрадиционные формы и методы их проведения.

К таким занятиям относятся: оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами; гимнастика после дневного сна; индивидуальная работа с детьми по развитию движений, прогулки – походы в лес.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развитие оптимальной двигательной активности являются учебные занятия. Чтобы заинтересовать детей физкультурными занятиями можно использовать занятия не только традиционного типа, а так же занятия:

  • Сюжетно-игровые (например: «Путешествия»);
  • Занятия с использованием тренажеров;
  • Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);
  • Занятия – соревнование;
  • Занятия – зачеты, во время которых дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.

Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий просмотр для проявления индивидуальных возможностей детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. Очень важными и действенным средством в оздоровлении детей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы, которая проводится с детьми . Например «Мама папа я спортивная семья», «Семейная спартакиада». Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем как развиты дети. Родители видят, какую радость и пользу приносит ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется. Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации  физкультурно - оздоровительных, мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей.

Литература:

1.Алямовская В. Как воспитать здорового ребенка
2.Вавилова Е. Укрепляйте здоровье детей
3.Васильева И. Развивающие игры для дошкольников
4.Иванов Ю. Йога. Как сохранить и укрепить здоровье
5.Кузьмин В. Дыхательная гимнастика
6.Маханева М. Воспитание здорового ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей с повышенной двигательной активностью

Игры и упражнения для развития внимания и снижения импульсивности....

Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» (младшая группа)

Конспект прогулки в природе для младшей группы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий "Прогулка в осенний лес"...

План-конспект занятия для детей с повышенной двигательной активностью (гиперактивными). Тема занятия «Шарик» (для детей 5-7 лет).

Цель: психологическая помощь ребенку в осознании собственных особенностей и адаптация к реальным условиям жизни, оптимизация детско-родительских отношений; формирование позитивной самооценки, снятие н...

Основной фактор оздоровления детей в ДОУ - двигательная активность.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только ...