Программа логопедического клуба для родителей "Развиваемся вместе"
проект (подготовительная группа)

программа клуба для родителей подготовительной группы комбинированной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 603b1.doc29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

                   

ПРОГРАММА

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

на 2020-2021 учебный год

Подготовила: учитель-логопед:

Крюкова Татьяна Николаевна

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Актуальность         3

1.2. Планируемые результаты освоения программы        4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………4

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………....6

1.1 Тематическое планирование………………………………………………………………………….6

1.2. Организационно-педагогические условия реализации программы…………………………...…..7

1.3. Оценка результативности реализации программы…………………………………………………7

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….…..7

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………….….…8

I. Целевой раздел

1.1. Актуальность

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей - является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Одним из основополагающих принципов коррекционной работы является комплексное коррекционное воздействие на ребенка с нарушением речи. Реализация данного принципа предполагает привлечение к коррекционной работе не только учителя - логопеда, педагогов ДОУ, а также обязательное активное участие родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Именно в семье ребенок  делает  первые  шаги  в общении,  пробует  

пробует  через  слово  выразить  свои  потребности,  эмоции.  Речь родителей, да и других

 окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его  произносительной грамматической, лексической стороны речи.

 ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей, испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. 

Работа учителя-логопеда и воспитателей группы предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей  дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями  в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей группы с родителями  является логопедический клуб для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности «Развиваемся вместе».

Программа логопедического клуба «Развиваемся вместе» предназначена для родителей  дошкольников подготовительной группы. Реализация программы клуба позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

Взаимосвязь с родителями осуществляется не только через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях.

Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

Программа детско-родительского клуба предполагает взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

Все занятия проводятся в игровой форме.

Программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года.

- Возрастными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Планируемые результаты

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом, воспитателями совместно и на основе родительского запроса. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

II. Содержательный раздел

Содержание рабочей программы детско-родительского логопедического клуба предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей:

коммуникация,

социализация,

познание,

чтение художественной литературы,

здоровье,

художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности(стихи, потешки, сказки).

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей.

6. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование).

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Форма организации обучения – совместные занятия родителей и детей.

Цель: создать условия для профилактики и преодоления речевых нарушений у старших дошкольников через организацию взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей с родителями в условиях логопедической группы.

Задачи:

Формирование и совершенствование педагогических компетенций родителей в вопросах развития своего ребенка.

Оказание консультативно – методической помощи родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

Способствовать повышению логопедической грамотности родителей.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.

Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.

Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Направление работы родительского клуба:

1. Консультативная помощь:

 Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений;

 Звуко - буквенный анализ слогов, слов;

Обогащение активного словаря;

 Грамматическое оформление предложения и его распространение;

 Слоговой состав слова и т. д.

2. Практическая помощь:

приемы развития фонематического анализа, синтеза и представлений;

развитие речевого дыхания.

развитие мимических мыщц и мыщц языка

изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто

На занятиях клуба родители не только получают теоретические задания, они учатся применять их на практике.

III. Организационный раздел

1.1.Тематическое планирование

Октябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей.

Тема: «Речевое дыхание»

Теория. «Формирование воздушной струи»

Практическая часть. «Изготовление пособий для формирования воздушной струи»

Ноябрь.

Тема: «Логопедический массаж».

Теория. «Развитие мимических мыщц и мыщц языка».

Практическая часть. Тактильное взаимодействие ребенка с мамой.

Декабрь

Тема: «Учим и рисуем стихи вместе с детьми»

Теория. « Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице».

Практическая часть. Изготовление мнемотаблиц по стихам А. Барто.

Январь.

Тема: «Фонематический слух- основа правильной речи».

Теория. «Формирование фонематического слуха».

Практическая часть. Изготовление пособий для развития фонематического слуха.

Февраль.

Тема: «Развитие лексико-грамматических категорий»

Теория. «Нормы развития грамматического строя речи»

Практическая часть. «Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий».

Март.

Тема: «Развитие связной речи».

Теория. «Развитие воображения, фантазии при составлении рассказов о герое».

Практическая часть. «Синхронное рисование».

Апрель.

Тема: «Здоровье вашего ребенка – залог дальнейшего успешного обучения в школе».

Теория. «Игровой массаж для развития и улучшения памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты»

Практическая часть. Мастер-класс «Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в развитии ребенка».

Май.

Тема: Заключительное заседание. «На пороге школьной жизни»

Практическая часть. Игровой практикум для детей и родителей (квест)

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

                 1.2.Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания клуба посещают родители дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц (4-й вторник), в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Для побуждения участников клуба к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи целесообразно предложить родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволит вносить коррективы в содержание последующих встреч.

                                 1.3.Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1,2).

Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._____________________________________________________

И. О. родителя ____________________________________________________________

Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) _________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________________

Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ____________________________________________________________

Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _____________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? __________________________________________________________________

Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да,  то ваша оценка результатов занятий) _______________________________________________________________

Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ____________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _____________________________________________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? __________________________________________________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического клуба? _____________________________________________________________________________

Ваши ожидания от участия в работе логопедического клуба? _____________________________

_________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Анкета для родителей (по итогам работы клуба)

Фамилия, имя ребенка._________________________________________

И. О. родителя ________________________________________________

Помогло ли Вам участие в логопедическом клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?____________________________________________________________________________

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? _____________________________

_____________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

                                                                   Список  литература:

Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008.

Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб., 1996.

Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2008.

Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

Светлова И. Е. Развиваем устную речь. – М.: Эксмо, 2003.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь (№ 1, 2,3,4) для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Серия буклетов «Домашний логопед».

Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. / авт. – сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Микляева Н. Г., Лагутина Н. Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Мозиака – синтез, 2011.

Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы работы клуба для родителей "Воспитываем вместе"

В материалах представлен опыт работы по руководству клубом для родителей "Воспитываем вместе", формы и методы работы с родителями...

Консультация для родителей "Развиваемся вместе с родителями на кухне".

Консультация для родителей "Развиваемся вместе с родителями на кухне"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы

Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»...