Формирование элементарных математических представлений.
статья

Янина Юлия Васильевна

Как подготовить ребенка к школе? Как сформировать основные математические представления? Какие занятия наиболее эффективны?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Играем в математику.

Научить ребенка числам, писать цифры в прописях, наверное, полезно, но к математике не имеет отношения. Важнее не столько распознавать визуальный образ числа, сколько понимать и представлять себе количество, которое за ним стоит.

Выучить с ребенком счет от одного до ста — тоже не про математику, потому что знать числа — не значит уметь считать. Часто ребенок бойко воспроизводит «считалочку» от одного до десяти, но, чтобы сказать, какое число предшествует числу 9, он должен откатиться к самому началу и отсчитать по порядку от единицы. Это не математика

Что же такое математика?

 Это симметричная бабочка из мозаики и поиск нарушений симметрии. Это логика, умение рассуждать, делать выводы, искать кратчайший путь. Понимать схемы, читать таблицы, ловить закономерности, прокладывать маршруты на плоскости. Работа с понятиями отрицания, направления, с разными признаками объектов, например, круглое превращать в синее, а белое — в квадратное.

Это прыгать, бегать, играть, ползать и, конечно, не садиться за парту. Для ребенка, а часто и для взрослого, полезнее всего пропускать математический опыт через тело. Трогать, щупать и скакать .

Важны сюжетно-ролевые игры в математике. Можно  открыть пиццерию: сначала писать рецепт (например, четыре гриба, два ананаса и шесть помидоров), потом составлять пиццу строго по рецепту из картонных ингредиентов, а потом заполнить таблицу съеденных пицц: в строках продукты, в столбцах — их количество в рецептах.

Очень полезны для освоения элементарных математических представлений будут:

банки с бусинами и шнурками: нанизывать по схеме, составлять свои узоры и закономерности, прятать несколько бусин в кулаке, закручивать и распрямлять — очень увлекательные игры;

сантиметр-измерять все, что под руку попадется;

бумага и карандаши- изобретать игры и ощущать количества, например, пририсовывать жучкам/снеговичкам столько рук, ног, глаз, сколько выпадет на игральном кубике.

 игральный кубик.

Логические настолки, например, «Халли-галли», «Этажики», «Котосовы», «Черепашьи бега»

блокноты с ручками для игры в официантов: будем назначать стоимость разным блюдам и потом выписывать себе счет за вкусный обед.

картонные монеты разного номинала: играть в магазин, набирая множеством способов одну и ту же сумму…

В общем, в «математическую копилку» можно положить все то, что можно сортировать, перекладывать, группировать, сравнивать, складывать различными способами.

И, конечно, подвижные игры, например «Курица и цыплята» лучше, чем любой другой способ позволит сформировать понятия «Один-много».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...