Кризис семи лет или скоро в школу!
консультация

Попова Ирина Михайловна

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все  дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кризис 7 лет.37.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей. Кризис семи лет или скоро в школу!

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все  дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6 – 7 летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребёнка возникает новая потребность узнать неявную, скрытную причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.

Учение олицетворяет для ребёнка новый, взрослый образ жизни. В это время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.

Средством преодоления кризиса 7 лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоритических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.

Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему  и для чего он учиться. Без понимания этого дети не могут  стать учениками в полном смысле этого слова. Ребенок должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. Теперь давайте поговорим о кризисе 7 лет.  Какой он бывает и как его преодолеть.

           Признаки кризиса:

         Повышенная утомляемость;

         Раздражительность, вспышки гнева;

         Замкнутость, закрытость от родителей;

         Повышенная тревожность;

         Кривляние, навязчивое поведение, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.

           По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.

Принято выделять 7 симптомов кризиса.

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

Как понять, что кризис позади? Преодолевший кризис ребенок демонстрирует реальный, интерес к учебе. У него есть в школе любимые уроки, ему нравиться выполнять домашние задания. 

Как справиться с кризисом семи лет

(рекомендации для родителей)

  1. Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса – несоответствие
    родительского отношения и требований желаниям и возможностям
    ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты
    обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и
    самостоятельности.
  3. Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький,
    внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь
    его понять.
  4. Старайтесь не заставлять, а убеждать.
  5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,
    это всегда помогает!
  6.      Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

7.       Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис семи лет или скоро в школу!

Слово «кризис»  привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса....

Консультация для родителей "Кризис семи лет или скоро в школу!"

Слово «кризис»  привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса.В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды ...

Консультация для родителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"

Памятка для ролителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"...

Консультация для родителей "Кризис 7 лет или скоро в школу"

Данная консультация знакомит родителей с понятием "кризис", возрастными особенностями детей 7 лет и вариантами общения с ребенком в этот период....

"Скоро в школу, или Кризис семи лет."

В семь лет ребенок из дошкольного  переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны....

Консультация «Скоро в школу. Кризис 7 лет. Что это такое?»

По мнению Л. С. Выготского, кризис – это время позитивных изменений, когда личность переходит на новую, более высокую ступень развития....

Консультация «Скоро в школу.Кризис 7 лет.»

В период кризиса часто поведение ребенка стремительно меняется, и эти изменения не всегда кажутся положительными на первый взгляд....