Психопрофилактическое мероприятие для родителей дошкольников "Влияние родительских установок и запретов на эмоционально- личностную сферу дошкольников."
занимательные факты

Юлия Владимировна Найденова

Расширение психологической компетенции родителей в области влияния родительских установок на воспитание детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Найденова Юлия Владимировна

МДОАУ Детский сад № 104, педагог-психолог

Круглый стол для родителей

Название: «Влияние родительских установок и запретов на эмоционально-личностную сферу дошкольников.»

Цель:  расширение психологической компетенции родителей в области влияния родительских установок на развитие детей.

  Материал:

- демонстрация слайдовой презентации на экране

- памятки

- столы, стулья, канцелярские принадлежности, мольберты, ватманы.

- релаксационная музыка

Ход проведения:

    Психика человека состоит из двух взаимоопределяющих составных:  сознание и подсознание. Очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

     Но ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

  1.  «Чек-лист родительской мудрости»

Психолог предлагает родителям подумать, насколько хорошо они понимают и применяют принципы воспитания ребенка с точки зрения запретов и навязывания установок (какие допустимы/нет; что благотворно влияет/нет)

Составить свой мини чек-лист.

Чего хотят родители? Чего они ждут от тренинга? Каким хотят видеть результат?

  1. Обсуждение правил работы в тренинговой группе

   К сожалению, негативные установки в воспитании детей прослеживаются достаточно часто. Но печальнее это еще и потому, что в действительности взрослые даже не осознают истинных последствий каждой своей фразы.   Поэтому данная проблема требует пристального внимания со стороны всех воспитывающих ребёнка участников. И сегодня предлагаю нам вместе постараться понять настоящую причину негативных проявлений в поведении и настроении малыша, как следствия нами навязанных установок.  

  1. Упражнение «Знакомство на доверии»

   Предлагается передвигаться по комнате и улыбаясь называть своё имя, как только я хлопну в ладоши, вы называете имя того, с кем встречаетесь. Выполнение задания – 5 минут. Выберите себе пару. 5 минут вы делитесь друг с другом информацией о себе, рассказываете то, что вы считаете нужным рассказать. Обсуждение в кругу. Что обрадовало? Что удивило? Какие чувства испытывали в ходе общения с партнёром?

    Важно отметить, что каждая семья живёт в соответствии со своими нравственными нормами, ценностями, что у каждого есть свои представления о том, какой должна быть семья. И складывается это представление из личного опыта каждого члена семьи. У каждого человека есть свои ожидания, свои потребности, которые необходимо учитывать в семье. Немаловажную роль в жизни человека играют родительские установки.

  1. Упражнение «Возвращение в детство»

Представьте себя маленьким, только что рождённым ребёнком. Вы новорожденный маленький ребёнок. Что говорят о вас окружающие? Что говорят вам ваши родители? Что вы чувствуете?

Шло время, и вот вам уже 3 года. Что теперь говорят о вас окружающие? Какой должна быть девочка? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас?

 Шло время, и вы девочка-подросток. Что вам говорят ваши родители о том, какой должна быть девушка? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?

Вы выросли. И пришло время выбирать партнёра по браку. Что теперь вам говорят окружающие? Что об этом вам говорит ваш друг? Какой должна быть будущая жена? Что она должна делать, а что нет? Что вы чувствуете? О чём думаете сейчас? Чего вам хочется?

А теперь вы мама, вы жена. Что вам говорит ваш муж и родители о том, какой должна быть мать, жена? Что вы чувствуете сейчас? О чём думаете? Чего хотите?

  1. Упражнение «Различные формы обращения и возможные реакции».

Родителям предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:

1)      морщины на лбу;

2)      вытянутый палец;

3)      покачивание головой;

4)      «ужасающий» взгляд;

5)      притоптывание ногой;

6)      руки на груди;

7)      вздох;

8)      «Я бы никогда в жизни...»;

9)      «Если бы я был(а) на твоем месте...»;

10)  «Ты осмелился(-лась)?!»

11)  «Ну и что?..»

Задания подобраны таким образом, чтобы была возможна трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Чаще родители показывают отрицательное отношение к ребёнку, далее пробуем менять отношение на положительное.

– А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

  1. Беседа с родителями. «Откуда в нас берутся установки»

Идёт работа с родительскими установками. Какие установки они получали в своей родительской семье? Какие из них позитивные, а какие негативные? Как они отразились на жизни участников? Помогали они или мешали? Какие установки они дают своим детям? Как эти установки могут отразиться на жизни их детей? От каких родительских установок они хотели бы избавиться.

  1.   (Памятки каждому:

Механизм работы с негативными родительскими установками

1. Я достойна любви по факту своего рождения. Мне не надо ее заслуживать

2. Родители любили как могли. Просто их никто не научил любить меня

3. Все эмоции имеют право быть. Злиться – это нормально

4. Принять и хорошее, и плохое в установках родительной семьи. Решить, что подходит к воспитанию вашего ребенка

5. Искать и находить поддержку внутри себя.

  1.   «Запреты»

 Помимо установок, в процессе воспитания детей, родители часто используют запреты. И это является нормативным, но не всегда объективно выбрана форма! Как и в ситуации с установками, возможные последствия данных запретов могут быть плачевны для развития малыша.

Давайте проанализируем возможные запрещающие фразы и то, как в действительности их воспринимают дети. (Слайды:)

1. Запрет на существование

– Так бы тебя и убила.
– Избавь меня от такого наказания, как ты.
– Если бы не ты, то я бы окончила университет.
У таких людей есть чувство своей беспомощности, ненужности, живут ради других, жестоки к своим детям.

     Т.е. практически это воспринимается, как: «Не живи, не будь».

2. Запрет на индивидуальность бытия

– Если бы была мальчиком, ходили бы на рыбалку.
– Будешь хоккеем заниматься, а не музыкой.
– Ты весь в папу, упрямый.
Такие люди пытаются справиться, но терпят крах.

     Т.е. практически это воспринимается, как: «Не будь самим собой».

3. Запрет на проявление чувств

«Не плачь, не злись, не дерись, не кричи».
Дети становятся ложным зеркалом, потом с возрастом все труднее ответить на вопрос «А что я сам хочу, какую я испытываю эмоцию?».

4. Запрет на взросление

«Будь маленьким, а маленьким ты был таким хорошеньким…»
Ребенок превращается в игрушку.

5. Запрет на близость

«Не люби никого, потом больно будет…»
Отказ от привязанности, одиночество и социальная изоляция.

6. Запрет на мысли

Такие люди недооценивают себя, держатся за стереотипы мышления.

7. Запрет на здоровье.

Если на ребёнка обращают внимание, только когда он болеет

Такие люди не живут, а все время постоянно лечатся.

8. Запрет на лидерство

«Не высовывайся, будь скромнее»

9. Запрет на действия 

«Не делай сам, не справишься, ты еще наработаешься…»
У таких людей нет инициативы, желания делать что-то самому.

10. Запрет на активность

«Ты еще маленький, тебе еще рано…»
Запрет не только на действия, но и на мысли, на чувства.

11. Запрет на пассивность

«Отдыхать нельзя»
– Ты уже не маленький!
– Иди работай!
Такие люди если отдыхают, испытывают чувство тревоги.

12. Запрет на принадлежность 

«Будь как мы»
– Мы семья интеллигентов, как ты можешь с нами так общаться.

13. Запрет на радость и удовольствия

«Не радуйся».
– Не смейся, а то потом плакать будешь.

14. Запрет на желания

«Ничего не желай» 

– Много хочешь – мало получишь.
– Хочется – перехочется.

15. Запрет на похвалу, ласку, добрые чувства

«Нельзя себя хвалить»
– Не думай о себе, это эгоистично.
– Не проси похвалы, это может быть неискренне.
– Не принимай комплименты (что-то от тебя хотят).
– Не отказывайся от ласки, даже если тебе это не нравится.
– Не давай сам никому ласку, так как не примут, избалуешь и т.д.

  1. Упражнение «Я в общении с ребёнком как символ»

Работа в кругу. На ватмане члены группы рисуют «Я в общении с ребёнком как символ» В процессе рисования озвучивают, отвечая на вопросы: «Кто ты? Что ты делаешь? Что ты чувствуешь? Сначала относительно себя, потом себя с ребёнком. Я… дерево, я расту, я радуюсь… Я дерево, он цветок, я укрываю его своими ветвями…. Анализ сказанного: Как ему там? Что он чувствует? Что ты чувствуешь? Как в реальной жизни?

  1. Упражнение  «Поведение моего ребёнка»

Возьмите ручку и листок бумаги и напишите ответ на вопросы: «Насколько я

хочу решить свои проблемы во взаимоотношениях со своим ребёнком? Что хорошего даёт мне нынешнее поведение ребёнка? Хочу ли я на самом деле изменить поведение ребёнка? Как мне придётся изменить своё поведение, если изменится поведение моего ребёнка?

      Итак, я попросила ответить вас на вопросы, которые помогают определить,

насколько вы готовы к изменению ситуации. В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Обратите внимание на то, что изменить поведение ребёнка, как правило, хотят его родители. Итак, дорогие родители, если вы приняли утверждение о том, что только изменившись сами, вы можете изменить своего ребёнка. Сразу предупрежу, что самое сложное – это измениться самому, но если вы готовы пойти на это, то результаты не заставят себя ждать.

  1. Беседа психолога с родителями о «Ты - высказываниях» «Я – высказываниях»

О стиле общения ребёнка с родителями по книге Ю.Б. Гиппенрейтор «Общаться с ребёнком: Как?»

  1. Упражнение  «Я и общение с ребёнком»

Закончите каждое из приведённых ниже предложений различными способами,

постарайтесь почувствовать вызываемые ими ощущения.

Запишите то, что приходит вам в голову, не задумываясь о правильности.

Потренируйте свою интуицию для эффективного общения с ребёнком.

Я чувствую себя…

Я хочу…

Я собираюсь…

Я чувствую…

Я люблю…

Запишите 8 высказываний, с которыми вы могли бы уже сейчас обратиться к своему ребёнку


Исключайте из речи отрицательные обороты: «не хочу, не могу и т.д.»

Вместо: «Ты никогда не можешь быстро одеться!» «Когда ты быстро

одеваешься, мне это нравится»

  1. Упражнение «Я – родитель»

Сядьте удобно, закройте глаза.

Настрой на работу в группе.

Каждый из вас родитель. Что значит для вас это слово?

   У каждого из вас есть свои представления о том, каким должен быть родитель.

   Родители могут быть разными: они могут быть строгими, а могут быть и мягкими, всё позволяющими. У каждого из вас были ситуации, когда ваш маленький, любимый вами ребёнок радовал вас, но бывали и такие ситуации, когда он огорчал вас, злил, раздражал. В жизни могут быть ситуации, которые огорчают вас и радуют.

   Вам может быть радостно и весело, горько и обидно. Вы можете чувствовать

отчаяние и свою беспомощность в решении, каких - либо проблем, но вы родители.

   Вы любите своего ребёнка. Вам может быть трудно, интересно, беззаботно и хлопотно. Иногда вам может не хватать терпения, а иногда вы с достоинством можете решить проблему. Вы родитель….

   У каждого родителя есть свои ожидания относительно своего ребёнка. Чего вы хотите от него? Что вы чувствуете по отношению к нему? Что вас беспокоит? У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, во всём и во всех есть что – то хорошее и плохое, доброе и злое.

Ваш ребёнок – это частица вас, отражение вас. Все мы родители, родители

своих детей…

  1. Психолог предлагает родителям нарисовать рисунок на тему «Я как родитель»

Я прошу вас слушать себя, своё тело, идти за рукой. Рисуя, отслеживать свои

чувства. Релаксационная музыка.

Обмен рисунками. Обсуждение рисунков в парах. Обмен чувствами, мыслями.

Анализ рисунка.

Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства у вас возникают, глядя на ваш

рисунок?

Какие чувства вы испытывали в процессе рисования? С каким чувством, у вас

ассоциируются цвета, которые вы использовали в рисунке, как это связано с вашей реальной жизнью? Что хочется изменить? Даю возможность дорисовать рисунок.

Обсуждение в кругу. Что удивило? Что обрадовало? Что берут для себя?

  1.  «Чек-лист родительской мудрости. После занятия»

Выводы в конце занятия (по форме, предложенной вначале)

  1. Домашнее задание для родителей

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

    Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после встречи стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Рефлексия. Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее.

В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного воспитания» 

Десять ключей успешного воспитания

350 учителей-инструкторов Международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили эти 10 правил-ключей, чтобы помочь всем нам.

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни

        - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

        - Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

        - Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

        - Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

        - Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

        - Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

        - Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

        - Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

        - Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

        - Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

        - Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Игры, упражнения, этюды для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников

Арт-терапевтические упражнения, психологические игры и этюды направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

В КАРТОТЕКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТТИ, НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ...

Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Здесь приведены игры и упражнения для развития у детей эмоционально-личностной сферы, задачи:- развитие эмоционально-выразительных движений;- развитие психических процессов;- формирование чувствительн...

Формирование эмоционально-личностной сферы дошкольников в процессе овладения основных видов движений.

В процессе образовательной деятельности гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность−естественная потребность ребенка в движен...