Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Особенности семейного воспитания»
учебно-методический материал

Аксёнова  Наталья  Борисовна

ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_semeynogo_vospitaniya.docx308.43 КБ
Файл buklet.docx175.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Родительское собрание  в  подготовительной  группе

на тему:

«Особенности семейного воспитания»

Подготовила  и  провела  воспитатель  МКДОУ

«Детский  сад  № 19»Звездочка»

Аксёнова  Н.Б.

Дата  проведения: февраль, 2021

ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания.

Cлайд-1

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

         Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Слайд-2

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

Слайд-3

Эпиграфом собрания будут слова А.С. Макаренко «Наши  дети – это  наша  старость. Правильное  воспитание – это  счастливая  старость,- плохое  воспитание – это  наше  будущее  горе,  это  наши  слёзы, наша  вина  перед  другими  людьми»

Слайд-4

Давайте вспомним главные функции воспитания:

  1. Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;
  2. Обеспечение безопасности;
  3. Обеспечение адаптации к жизни;
  4. Воспитание ребенка
  5. Привитие ему любви к Родине.

Слайд-5

Стрелы семейного воспитания

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. От воспитания в немалой степени зависят и другие функции, какие бы мы с Вами ни пытались рассмотреть. В процессе воспитания родители внушают ребенку спасительные правила, назойливо пытаются с ним поделиться опытом, оценивают действия ребенка, следят за выполнением их норм и правил поведения, идут на компромиссы, подчеркивают постоянно зависимость ребенка и подавляют его инициативу, все время поставляют ему различные полярные «+» и «-» эмоции и принимают все ответственные и необходимые решения за ребенка, «казнят» и «милуют», диктуют, управляют, заземляют, отвергают, судят, «убивают веру в себя» и лишают уникальности ребенка.

Слайд-6

Ребёнок жаждет

Нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, одобрения, заботы, похвалы, улыбки.

Легко сказать: не злоупотреблять не правильными типами воспитания детей, но что это за типы? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным путём.

Слайд-7

Наверно, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на психику ребёнка, но ряд из них мы всё-таки напомним. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

Слайд  8

  1. Кумир семьи

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, .ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

 Слайд-9

  1.  Гиперопека

 Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс -контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:

гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

Слайд-9

3. « Гипоопека» 

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

 8. Воспитание «в культе болезни»

 Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь.. Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

 Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

Слайд- 10

5. «Ежовые рукавицы»

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

Слайд- 11

Слайд-12

Слайд-13

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слайды -14-18

Совет 1 Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Совет 2 Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной

Уделяйте ему больше свободного времени

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах

Совет3 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.

Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи

Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний

Именно в таких  ситуациях ребенок учиться доверять Вам  свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами 
Совет 4
 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах

Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте  их

Разговаривайте  друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга

Совет 5 Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей

Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем

Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни

Слайд-19

Итак, мы разобрали функции родителей и заглянули в мир ребенка. Немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как совершается процесс взаимодействия между родителями и детьми, и рассмотрели под своим углом — действительно ли хорошо ребенку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.

Слайд 21

И  закончит  хотелось  бы  словами  Того же  А.С. Макаренко:

«Воспитание  в  семье – это  основа  основ! Всё  остальное – детский  сад, школа, институт, окружение –дополнительная  шлифовка, не  более!

А.С. Макаренко»

Успехов Вам в воспитании детей!



Предварительный просмотр:

дебаты. Пожалуйста, не «дрессируйте» малыша, а выбирайте самые «удачные» моменты для воспитательных бесед наедине. И дайте себе сами все ответы на вопросы, кто Вы в глазах ребенка, — обличитель, диктатор или же доброжелатель, который очень нужен малышу.

Итак, поймите своего ребенка, поймите его очарованную душу и... помогите, если можете, ему.

Старайтесь стать ему таким родителем, какого Вы мечтали иметь в детстве

Родителям

Дети учатся тому, что видят   в своей жизни

  •    Если  ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять.

  •   Если ребенок видит враждебность, он учится драться.

  •   Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким.

  •   Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.

  •   Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.

  •   Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.

  •   Если ребенка хвалят, он учится ценить других.

  •  Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости.

  •  Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.

  •  Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе.

  •  Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Подготовила  воспитатель  Аксёнова  Н.Б.

Приложение  2.

МКДОУ  «Детский  сад  № 19 «Звёздочка»

Родительское  собрание  в  подготовительной  группе  «Солнышко»

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

Ст. Зольская

Февраль, 2021

Прежде чем воспитывать ребенка...

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?

1.  Какая цель очередного Вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка.

2.  Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом или у Вас желание скорее протянуть ребенку руку.

3.  Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность.

4.   Вам хочется устроить малышу очередной военный свой совет — «убить» веру в себя.

5. А может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая повод Вам, чтобы Вы могли на нем всевремя разряжаться.

6. А может быть, Вам хочется, в конце концов, сделать ребенка для себя удобным и «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать как бурьян.

7.   А может быть, Вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребенка.

8.  А может быть, Вы просто почему-то рассержены, разозлены, у Вас потребность — критиковать, негодовать и осуждать.

9.  А может, Вы задумали устроить малышу стереотипную, очередную порку.

10. А может быть, Вам просто надо «скрыть» самих себя за ширмой и занавесью воспитания. А может быть...

Пожалуй, прежде чем Вам скрыть самих себя, побудьте «в шкуре» своего ребенка. Он непослушен, потому что непослушным его сделали Вы сами. Поэтому наказывать необходимо Вас. Он и наказывает Вас своим непослушанием и создает лишь те конфликты, свидетелем которых был.

Поймите, что мешает Вашему ребенку, что тяготит его и чем он озабочен.

Откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были Вы. Конечно, жили в ожидании чудес. И самой главной потребностью у Вас была потребность в одобрении, любви, которая Вам затмевала все. Поэтому не надо Вам разочаровывать ребенка не заставляйте его вымогать любовь у Вас, а дайте ему ее сами, не пользуясь каким-то эмоциональным шантажом.

Еще раз проанализируйте: зачем? Зачем и почему Вы вновь решили вдруг манипулировать ребенком. Готовы ли идти на компромисс. Что Вас не удовлетворяет в собственном сценарии, который Вы когда-то сочинили для него.

Задумайтесь, а можно ли сегодня воздержаться от воспитательных воздействий. Какие отзвуки и отголоски их у Вашего ребенка впереди. Что Вы испытываете в процессе воспитания ребенка. Вас заставляет это делать чувство превосходства или сочувствие к нему. А может, Вы испытываете удовлетворение и даже удовольствие, воспитывая малыша. Или вы начали очередной виток своих воздействий из-за того, что он Вас раздражает.

Какие бы Вы ни испытывали чувства, не надо что-то Вам предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один раз отрежьте — тогда лишь ждет желаемый эффект.

Но чтобы конечный результат всех Ваших воспитательных воздействий был действительно желаем, Вам надо образно представить, чем «наполнен» Ваш ребенок. Его стремления и просьбы, поступки, чувства и мечты.

«Переварите» жизнь ребенка и посмотрите на него со стороны, его глазами и с его позиций.

Поймите своего ребенка. Ему дается все с большим трудом. Ведь даже просьбы малыша, напоминающие атрибуты детства, — своеобразное признание неполноценности ребенка. Любая просьба открывает нам «мишень» и «ахиллесову пяту» мгновения.

Еще раз успокойтесь и расслабьтесь.

Вы — не судья, не Вам подвластен приговор. Не увлекайтесь рьяно так процессом «управления» ребенком и не вступайте с ним в бесплодные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работы»

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что...

Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания"

Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- пожнете судьбу.У.ТеккерейВ каждой семье складывается своя, часто не осознаваемая, система воспитания дет...

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....

Презентация Родительское собрание на тему: "стили семейного воспитания"

Презентация Родительское собрание на тему: "стили семейного воспитания"...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Стили семейного воспитания"

В методической разработке родительского собрания подробно рассказывается о стилях семейного воспитания...

Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

   Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности р...