Консультация для воспитателей «Формирование навыков ЗОЖ и личной безопасности через совместную деятельность с семьями воспитанников».
консультация по обж

Уткина Светлана Юрьевна

Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, педагогов в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarankina.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование навыков ЗОЖ

и личной безопасности

 через совместную деятельность с семьями воспитанников».

Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который ребенок получил в детстве, во многом определяет его взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, педагогов в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям. Но, к сожалению, сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован, ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. Наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» взрослых состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах, деревнях в частности, привели к пониманию необходимости сообщения детям младшего школьного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми и работа с родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Если следовать определенным правилам поведения и учить ребенка с детских лет, этих опасностей можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Говоря о безопасности ребенка дошкольногоо возраста, необходимо учитывать его особенности:

• Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• Недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и т. д.

В своей работе с детьми я постаралась учесть все аспекты работы данной образовательной области, но сами понимаете, что без партнерского участия родителей все наши старания ничего не решают, поэтому планировала и работу с родителями.

Опасности внешнего мира подстерегают малыша на каждом шагу. Дома заботливые родители еще могут обеспечить комфорт и спокойствие для самых маленьких членов семьи, но уже за порогом квартиры начинается неизвестное. Оно манит и увлекает ребенка, но таит в себе немало опасностей. И одна из главных – дорога. В современных городах и поселках жизнь кипит ключом. Транспортные средства и люди существуют вместе, в неразрывном потоке городского мира. Грозные и быстрые автомобили опасны для детей, но они, к сожалению, не могут этого понять и осознать.

В индивидуальных беседах и консультациях объясняла, что личный пример – лучший способ научить вести себя на улице. Один известный философ когда-то сказал: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Поэтому, давая рекомендации (на собрании, консультациях, в информационном стенде) родителям по закреплению ПДД, говорила: помните: даже самые маленькие дети в первую очередь будут все делать так, как папа или мама. Поэтому, гуляя с ребенком на улице, старайтесь постоянно контролировать себя. Простое выполнение правил дорожного движения родителями – это уже залог хорошего внутреннего воспитания.

Игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Родителям давала рекомендации как дома можно разыграть ситуации, которые могут произойти в реальном мире, чтобы дети практически учились выходить из трудных положений. Из опыта работы, могу сказать, что детям нравится, когда дома совместно выполняется какое - то задание, например, нарисовать рисунок или сделать поделку. При этом еще ребенок узнает о правилах безопасного обращения с теми или иными предметами.

С детьми мы часто выходили за пределы учреждения детского сада. Маршруты наши были порой достаточно не близкими. И конечно, в первую очередь, помощниками становились родители или бабушки воспитанников, которые во время движения своим поведением и советами помогали ребятам закрепить правила дорожного движения, рассказывали о том, что лучше не брать неизвестную траву в руки и тем более в рот, что не нужно подходить и трогать животных и т. д. Кроме этого в группе были проведены родительские собрания, консультации для родителей на тему профилактики дорожно-транспортных происшествий. Родителям был предложен материал по ПДД в информационном стенде, в папках-передвижках «Безопасность в общественном транспорте», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» и др. Вывешивались плакаты, стенды с детскими и нарисованными совместно с родителями рисунками для бесед с детьми. Предлагала родителям во время прогулок обращать внимание на транспорт  специального назначения  «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция» и др., объясняя для чего эти машины нужны людям, рассказывать об  особых правилах движения для них по улицам города. А во время поездок в общественном транспорте закреплять    правила  поведения в общественном транспорте.

Трагическая статистика о пожарах заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня. Нередко причиной гибели детей становятся, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Анализ многих происшествий связанных с поведением ребенка во время пожара показывает, что малышей отличает пассивно - оборонительная реакция; ребенок от страха прячется в укромный уголок комнаты вместо того, чтобы покинуть помещение или позвать на помощь. Так же детям свойственна тяга к огню и поэтому запреты, малоэффективны и вызывают интерес. Пыталась доказать родителям, что главная задача взрослых помочь детям, начиная с маленького возраста, утвердится в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. В группе размещала материал в информационном стенде на темы: «Правила пожарной безопасности для родителей», «Пожарная безопасность в квартире», «Первая помощь при ожогах», «Правила пожарной безопасности дома и в общественных местах во время новогодних праздников». Рекомендации для работы с детьми дома - «Если начался пожар, а взрослого нет дома», «Почему электроприборы дома могут быть опасными». Был проведен конкурс детско-родительских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг». Рекомендовала родителям прочитать дома художественную литературу о пожаре. Например, стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», сказки «Сказка о том, как бельчонок спас тетушку Зайчиху», стихотворения Е. Хоринского «Спичка-невеличка», произведения С. Маршака «Кошкин дом» и т. д. и обсудить ситуации из произведений.

Чтобы привлечь родителей к взаимодействию с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, объясняла не только детям, но и родителям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности.

Подобрав материал, составила перспективный план работы по проекту на учебный год. На родительском собрании «Растем здоровыми», познакомила родителей с проектом и попросила активно помогать мне. Работа была проведена очень большая и помощниками моими были, конечно, родители. На экскурсии «К станции «скорой помощи» дети узнали, куда нужно звонить в экстренных ситуациях, если случилась беда, на огород «К бабушке Алене» закрепили правила перехода через проезжую часть, показали сорняки, рассмотрели овощи, полезные для человека.

Перед соревнованиями на велосипедах «Всей семьей на старт!», рекомендовала закрепить правила езды по улицам города и во дворе. Родители подготовили для детей кукольный спектакль «Как заяц стал сильным и здоровым». Во время оздоровительных прогулок с участием родителей в осенний лес «За здоровьем на природу», «За здоровьем в зимний лес» (катание на лыжах и санках с гор) дети узнали о правилах поведения в лесу. А во время, совместного с родителями КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», дети закрепили оказание первой помощи.

В информационном стенде были выставлены материалы на темы: «Ребенок на роликах. Правила безопасности», «Школа Почемучки (закаливание), «Как избавиться от насморка», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым», «Укрепляем иммунитет» и т. д.

Родителям были предложены домашние задания: посетить с ребенком аптеку, рассказав какую пользу и какую опасность могут принести лекарства; выучить с детьми пословицы и поговорки о здоровье; сделать салат из овощей и фруктов, познакомить с предметами личной гигиены дома «Делая прическу, помни про себя, что твоя расческа, только для тебя», показать наиболее безопасный путь до дома и т. д.

Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Ребенок и другие люди». И этот раздел невозможно усвоить без помощи родителей. Детей именно родители должны научить, как нужно общаться с незнакомыми людьми. Предлагала в беседах дома рассматривать и обсуждать типичные ситуации «Если гуляешь один», «Если чужой приходит в дом», «Если незнакомец угощает тебя сладостями» и др., просила родителей обращать внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком, стараясь убедить их в том, что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями.

Растет число семей, которые считают, что их ребёнок много знает и понимает, его можно оставить дома одного. Главное, чтобы дома он ничего лишнего не трогал, «не ломал». Вместе с этим родители и не догадываются, что растет число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы. Таким детям необходима «определенная доза страха». Поэтому всегда напоминала родителям, что только они могут познакомить ребенка с потенциально опасными для здоровья и жизни человека предметами домашнего быта, в том числе с теми, которые детям категорически брать запрещается (спички, ножи, электроприборы), закрепить правильное и безопасное использование ножниц, совершенствовать умение безопасно пользоваться вилкой, краном с горячей водой, оборудованием для изобразительной и трудовой деятельности. Только они могут обучить своего ребенка правильному поведению во время пожара дома: выбегать из горящего помещения, сообщать о пожаре, громко звать на помощь. Только они могут познакомить детей с опасными местами дома (балкон, окно, кухня с горячей плитой, ванная комната с моющими средствами и др.). Только они могут закрепить умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях, познакомить с общими правилами вызова экстренных служб по телефону. Только они смогут закрепить умение поддерживать порядок в помещении; воспитать аккуратность и осторожность в быту, т. к. условия проживания у всех разные. Рекомендации эти давала в индивидуальных беседах и информационных стендах например на такие темы: «Газ!», «Электрические приборы!», «Окна и балконы», «Бытовая химия», «Предметы, которые колются», «Куда звонить, если случилась беда» и т. п.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с педагогами. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников. Например: знакомство с публикацией из местной прессы; приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГАИ; информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения; участие в конкурсах; оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГАИ для родителей; семейными проектами на различные темы, презентаций.

У родителей сейчас имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.

 А  родители, благодаря сотрудничеству с педагогами и участию в жизни детского сада,  приобретут опыт общения, как со своим ребёнком, так и с  коллективом родителей и педагогов. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.  

                 Только взаимодействие семьи и  детского сада  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.

Необходимо:

• Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.

• Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, и т. д.) .

• Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.) .

• Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи и т. д.) .

• Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать, родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

• Подчеркивать роль взрослого в формировании безопасного поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.

• Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

• Знакомить родителей с формами работы учреждения образования по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Цель работы с родителями по формированию основ безопасности –

создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Задачи:

- С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;

- Содействовать установлению между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;

- Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.

- Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Подготовительный(ознакомительный)

Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия семьи и учреждения образования.

Анализ существующей предметно - развивающей среды детского сада и семьи.

2. Просветительский

Планирование работы ДОО по взаимодействию с семьями.

Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу УО по связям с семьей и родительской общественностью.

3. Совместная деятельность с семьей

Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог

Проведение мониторинга, направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

1. Традиционные

-Анкетирование, тестирование, опрос.

-Тематические родительские собрания (например, «Безопасность в доме», «Правила дорожного движения», «Чтобы не было пожара»)

-Беседы;

2. Просветительские

Газеты по ОБЖ

На страницах газет освещаются интересные факты из жизни школы, информация о проводимых в УО неделях, месячниках, акциях и проектах, предлагается домашнее задание в виде ребусов, кроссвордов, викторин.

-Выставки рисунков;

-Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ГАИ;

-Выставки дидактических игр, пособий, поделок, художественной и методической литературы, совместные творческие работы детей и родителей на тему противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения.

-Буклеты:«Внимание! Дети на дороге! », «Безопасность при пожаре» и другие.

-Консультации:«Безопасное детство», «Захват в заложники», «Безопасность на воде» и др.

-Папки–передвижки;

Информация в родительском уголке, разработана и оформлена с использованием ИКТ, позволяет педагогам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

Совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды.

3. Нетрадиционные:

Мультимедийные презентации

Официальный сайт ДОО – одна из форм работы с родителями.

Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, класса, проводимых мероприятиях, новостях, по ОБЖ в частности. Сайт ДОО является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Несомненно, эффективность работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников обусловлена положительным примером поведения взрослых. Совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье и подготовить ребенка к встрече с различными сложными жизненными ситуациями.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках ДОО. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку те знания, которые получает ребенок в ДОО, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей «Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.

Современная  ситуация  в  образовании  предполагает  активное  участие  родителей  в  педагогическом  процессе.  Сегодня  они  выступаю...

Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.

Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....

«Организация совместной деятельности с семьями воспитанников по знакомству старших дошкольников с природой родного края»

Родители уделяют мало внимания общению с природой.Поэтому родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело со...

Тема по самообразованию: «Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями воспитанников».

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

проект " Формирование ценностей ЗОЖ через совместную деятельность с семьями воспитанников"

Пррект направлени на взаимодействие и сплочение родителей по формированию ЗОж у детей дошкольного возраста...

Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...