Картотека дидактических игр с камешками Марблс.
картотека

Иванова Ирина Владимировна

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства – а ведь, как известно, познание мира начинаются с удивления. Заинтересованность детей к маленьким стеклышкам, предметам подвела к применению камешков Марблс. Марблс - это нетрадиционный способ обучения. Они являются интересным дидактическим материалом. Сама суть Марблс побуждает активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_s_kameshkami_marbls.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кутушинский детский сад»

Рекомендации для родителей(законных представителей)

Картотека дидактических игр с камешками Марблс.

Подготовила: Иванова И.В .Высшая квалификационная категория

2022г

Для Вас, уважаемые родители, были составлены игры с использованием камешков «Марблс»

Игра: «Знакомство с камушками».

Цель: Познакомить с камушками, провести спонтанную игру.

Инструкция. Посмотри, какие у меня есть удивительные камешки. Давай вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камушки или нет? Что нравится делать? Что хочется сделать?

Игра «Выложи по контуру»

Цель: Развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: Стеклянные камешки, шаблоны с картинками.

Инструкция. Предложить детям по контуру выложить машину, яблоко, апельсин.

Усложнение. Выкладывание        камешков,        ориентируясь        на        образец        на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

1 Использование камешков Марблс при изучении лексических тем

Цель:Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.(например: обувь); Развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику рук, память, речь.

Вариант 1. «Укрась обувь»

Инструкция. Разложить камешки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. Назови предметы обуви (сапог, туфли, кеды), обобщи их одним словом - обувь. Какой цвет камешков использовали?

Вариант 3. «Чудесный мешочек».

Инструкция. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на заданный звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2. Звуко-буквенный анализ слов

Цель: познакомить детей с буквами, развивать речь, слуховое восприятие, память.

Материалы: картинки с буквами алфавита и камушки с картинками на эти буквы.

А– ананас, Д – домик, В – ведерко, Г – грибок, Ё – ёжик, Ж – жук, З – зонтик, К – киска, М – машинка и т. д.

Инструкция. Выбери из коробочки любую карточку. Какая буква на ней нарисована? «А»? Правильно. Давай камешками Марблс выложим букву в соответствии с цветом. Ещё найдем камушек с картинкой, название которой начинается на букву А.

Варианты дополнительных игр

  1. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
  2. На каком месте находится заданный звук [Л], [В] (в начале, середине, конце)
  3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

  1. Составление предложений

Цель: Формирование представлений о построении связного предложения.

Игра; «Сочинялки»

Инструкция. Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

  1. Формирование элементарных математических представлений

Цель: формировать у детей элементарные представления о счете, размере, величине.

Варианты игр:

  • Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
  • Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
  • Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.
  • Посчитать камешки используя порядковый и количественный счет.
  • Составление, выкладывание и решение математических «примеров»;
  • Сортировка по заданному признаку;

  • Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;
  • Ориентировка на листе бумаги по условиям.

  1. Развитие сенсорных представлений

Цель: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Игра «Радуга».

А). Разбери по цвету.

Материалы: камешки «Марблс», карточки с изображением радуги, цифры, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Инструкция. Необходимо украсить радугу, выбрать цветовую гамму,

Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Каждый цвет надо разложить по тарелочкам такого же цвета, назвать цвет, украсить радугу.

Посчитай сколько камешек понадобилось каждого цвета, покажи цифру.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом. Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

  1. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкци

Игра «Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Материалы: стеклянные камешки «Марблс».

Инструкция. Выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

Игра «Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Материалы: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".

Инструкция. Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

  1. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

Игра «Найди и назови»

Цель: формирование грамматического строя речи, на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Инструкция. У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например посчитать яблоки или 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

  1. Развитие        фонематического        представления (позволяет        закрепить правильное произношение оппозиционных звуков)

Игра «Исправлялки»

Цель: закрепление правильного произношения оппозиционных звуков.

Инструкция. В рамочке есть изображение буквы. Ребенку необходимо доделать недостающие элементы буквы из марблс и вслух с помощью педагога назвать оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие

– глухие, мягкие – твердые, р – л)

Игра «Магия»

Инструкция. Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

  1. Самомассаж камешками «Марблс»

Цель: развитие мелкой моторики рук, воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

Игра «Мозаика»

Инструкция. Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

Игра «Художник»

Инструкция. Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Игра «Укрась»

Инструкция. Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

  1. Логические игры с «марблс»

Цель: развитие        умений        выполнять        последовательные        действия        по инструкции, ориентироваться в пространстве.

Игра «Разноцветные дорожки»

Инструкция. Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по синей дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо,

вверх». Я иду по зелёной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по красной дорожке. Красная дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Усложнение. Последнюю дорожку выложи камушками жёлтого цвета, опиши этот маршрут сам, используя слова направо, налево, вверх, вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр с камешками Марблс

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир...

«Картотека дидактических игр с камешками Марблс»

laquo;Картотека дидактических игр с камешками Марблс»...

Картотека дидактических игр с камешками Марблс

Вся жизнь ребенка-игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее.Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные  операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть ...