Использование ТРИЗ-технологии педагогом-психологом ДОУ
статья
Статья в методическом сборнике для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_triz_tehnologii_pedagogom-psihologom_dou.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДОУ»
Н. В. Осипова
МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка», г. Новочебоксарск
nalyadom@yandex.ru
Данная статья поможет разобраться как педагог-психолог может использовать технологию ТРИЗ в работе в дошкольном учреждении, в чем актуальность метода.
Наш детский сад для развития и обучения детей, наряду с остальными активно использует технологию ТРИЗ. Она реализуется в ДОУ с 1995 года. С 2017 года детский сад является членом общественной организации «Волга-ТРИЗ» (Россия) Международной Ассоциации ТРИЗ. Мы и сами обучаемся ТРИЗ технологии и обучаем других. Так в прошлом учебном году мы проводили 3 образовательную стажировку для педагогов республики, а также наши педагоги прошли обучение на базе своего ДОУ у корифея ТРИЗ – педагогики, автора целого учебного комплекса по ТРИЗ Т.А. Сидорчук. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами тем, как я использую ТРИЗ технологию в своей работе педагога-психолога. Но сначала я бы хотела уточнить, почему я считаю, использование этой технологии, для себя необходимой.
Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном детстве развивать у детей творческое начало, креативность, неординарность, учить мыслить нестандартно, находить выход из любой ситуации. В этом нам может помочь ТРИЗ – педагогика.
Использование технологии ТРИЗ у воспитанников способствует развитию речи, творческого воображения и познавательной активности с одной стороны; а с другой – таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность.
Девиз тризовцев: «Можно говорить все», «Творчество во всем». Я заметила, что дети говорят, придумывают, ракрепощаются, это снимает их психологические барьеры. Так одна моя воспитанница из не очень благополучной семьи, как правило, в группе играла с одним, двумя мальчишками, на занятиях на вопросы педагогов отвечала лишь односложно. Когда же она начала придумывать сказку, настолько живо с красочными деталями, ракрепощенно, то все ребята в группе смогли узнать ее с новой стороны.
Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность, включая в свою программу элементы ТРИЗ, методы и приемы технологии. В результате чего дети постепенно учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, что, как считают авторы ТРИЗ, является ключом к развитию творческого мышления. Эффективность этого направления в педагогике заключается в методах, которые могут гарантировать формирование исследовательских навыков у детей.
А теперь поговорим о том, каким образом можно выстроить систему работы.
Свою деятельность по использованию данной технологии я веду в 3 направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Каждый год я и педагоги нашего ДОУ выбирают тему самообразования, как правило, связанную с ТРИЗ – технологией, разрабатывают ее, проводят мероприятия и отчитываются на семинаре в конце учебного года. Итогом моей работы по теме самообразования в прошлом учебном году стало: написание программы «Сказки по-новому», реализация ее с детьми старшего дошкольного возраста, проведение мастер-класса и семинара с педагогами, консультация для родителей.
Сочинение сказки, практическая методика. Она позволяет не только развивать фантазию, мышление и неординарность в детях, а также прорабатывать их эмоциональные проблемы. Сеанс строится по следующему образцу: педагог-психолог вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его. В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета, но не настаивает на них. Во время сочинения истории все же не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем. Как пример приведу одну из игр «Ларец со сказками». Для нее понадобится коробка с 8 -10 любыми игрушками. Педагог предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом. Педагог-психолог может вносить в сказочные истории «проблемы» героев: боязнь темноты (боялся оставаться один в темноте), страх потери близких (мама потерялась), ревность к младшим детям (и у него родился младший братик или сестренка), детские обиды (обиделся на свою маму), жадность (на своем дне рождения гостям не давал игры и сладости), пришел в новую группу, дрался и кусался и т.д. и предлагает детям найти выход из сложившейся ситуации, когда они выступают в роли героев.
В программу включены такие формы с работы со сказкой: рассказывание , сочинение, рисование, постановка сказки.
В этом учебном году я посчитала, что современные родители очень образованные, зачастую хорошо разбираются в вопросах педагогики и психологии, интересуются и воспринимают все новое с легкостью. Вечной проблемой, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят им скоротать время и интересно его провести. Поэтому я составила программу родительского клуба «Мастерские для ума», в рамках которого, хотела бы познакомить родителей с такими играми. Форма проведения подобных встреч может быть в виде интеллектуальных встреч двух команд родителей и детей, викторины, КВН, игры «Что, где, когда?» и т.п.
Этот год стал особенным не только для нашего учреждения, но и для всей страны, мира. Так как пандемия внесла свои коррективы в планы многих из нас, в том числе и мои, то весенние встречи родительского клуба пришлось передвинуть. Сейчас мы все находимся в ожидании чего-то нового, хотим встреч с детьми, друг с другом. Это произойдет в ближайшее время. Мы все: и педагоги, и дети, и родители открыты для новой информации. Хотелось бы чтобы для многих из нас это была ТРИЗ - педагогика.
1. Гин С.И. Мир загадок. – М.:Вита-Пресс, 2001.
2. Гин С.И. «Мир фантазии». – М.:Вита-Пресс, 2007.
3. Зинкевич-Евстигнееева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПБ: 2001 г.
4. Моисеева И. С., Анисимова О. В. Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?») // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 25-27.
5. Нестеренко А.А. Кит и Кот: один приём придумывания сказок. – Петрозаводск, 1991.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии – М.: Прогресс, 1998.
7. Сидорчук Т.А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» - АО «Первая Образцовая типография», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Использование ТРИЗ технологии педагогом-психологом ДОУ
Мастер-класс для педагогов, педагогов-психологов...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...