Использование ТРИЗ технологии педагогом-психологом ДОУ
консультация

Осипова Наталья Васильевна

Мастер-класс для педагогов, педагогов-психологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов-психологов ДОУ:  

«Использование ТРИЗ технологии педагогом-психологом ДОУ»

Цель:

Задачи:

  1. Побудить к использованию методов ТРИЗ технологии в своей профессиональной деятельности.
  2. Ознакомить с системой работы педагога-психолога с применением технологии ТРИЗ.
  3. Познакомить педагогов-психологов с практическим применением методов ТРИЗ – технологии на основе ТПФ.

Добрый день коллеги!  Все вы наверное знаете, что наш детский сад для развития и обучения детей, наряду с остальными активно использует технологию ТРИЗ. Она  реализуется в ДОУ с  1995 года. С 2017 года   детский сад является членом общественной организации «Волга-ТРИЗ» (Россия) Международной Ассоциации ТРИЗ.  Мы и сами обучаемся ТРИЗ технологии  и обучаем других. Так в прошлом учебном году мы проводили 3 образовательную стажировку для педагогов республики,  а также сами прошли обучение на базе своего ДОУ у корифея ТРИЗ – педагогики, автора целого учебного комплекса по ТРИЗ  Т.А. Сидорчук. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как я использую ТРИЗ технологию в своей работе педагога-психолога. Но сначала я бы хотела уточнить, почему я считаю, использование этой технологии, для себя необходимой.

Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. 

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном детстве развивать у детей творческое начало, креативность, неординарность, учить мыслить нестандартно, находить выход из любой ситуации. В этом нам  может помочь  ТРИЗ – педагогика.

Использование технологии ТРИЗ у воспитанников способствует развитию речи,  творческого воображения и познавательной активности с  одной стороны; а с другой – таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность.

Девиз тризовцев: «Можно говорить все», «Творчество во всем». Я заметила, что дети говорят,  придумывают, ракрепощаются, это снимает их психологические барьеры.

 Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность, включая в свою программу элементы ТРИЗ, методы и приемы технологии. В результате чего  дети постепенно учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, что, как считают авторы ТРИЗ, является ключом к развитию творческого мышления. Эффективность этого направления в педагогике заключается в методах, которые могут гарантировать  формирование исследовательских навыков у детей.

А теперь поговорим о том, каким образом можно выстроить систему работы.

Свою деятельность по использованию данной технологии я веду  в 3 направлениях: с детьми, родителями  и педагогами. Каждый год я и педагоги нашего ДОУ выбирают тему самообразования, как правило, связанную с ТРИЗ – технологией, разрабатывают ее, проводят мероприятия и отчитываются на семинаре в конце учебного года. Итогом моей работы по теме самообразования в прошлом учебном году стало: написание программы «Сказки по-новому», реализация ее с детьми старшего дошкольного возраста, проведение мастер-класса и семинара с педагогами, консультация для родителей.

Согласно ОТСМ-ТРИЗ организация педагогической деятельности взрослых и детей в условиях образовательных учреждений  должна строится на следующих основаниях:

•        развитие у детей способности познавать имена признаков и их значения всеми каналами восприятия (анализаторы и признаки объектов);

•        развития способности преобразовывать имена и значения признаков (преобразователи - волшебники);

•        способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков (причинно-следственные связи);

•        формирования навыков формулировки разных типов вопросов;

•        познание и применение моделей мышления при создании речевых продуктов (алгоритмы составления загадок, рифм, сравнений, метафор, рассказов по сюжетной картине, составление сказок и др.)

На примере автомобиля  мы  увидим как  В ТРИЗ- педагогике мы можем использовать, данные этапы.  Описание объекта производится через указание имен признаков и спектров их значений. Машина по размеру: больше, чем человек, но меньше, чем дом, по скорости – быстрее человека, но медленнее самолета, по назначению – служит для перевозки чего-либо. Определяются при этом какие «помощники умной головы» (анализаторы) позволили получить такую информацию. О машине можно узнать, если ты сам задашь разные типы вопросов к ней. Обязательно надо найти отрицательные свойства машины и преобразовать их для улучшения объекта (волшебники). Найти причинно-следственные связи в процессе изменения машины. Алгоритмы организации мыслительной деятельности (модели мышления) помогут решить проблемы, появившиеся с объектом или составить фантастический рассказ об автомобиле будущего.

Мы сегодня на мастер-классе поподробнее остановимся на первых 2 пунктах построения  данной системы работы. Материал в презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ТРИЗ - технологии педагогом-психологом ДОУ

Слайд 2

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Чтобы воспитать творческую личность… Девиз тризовцев : «Можно говорить все», «Творчество во всем». Автор ТРИЗ – Г.С. Альтшуллер (1926-1998), Писатель, изобретатель

Слайд 3

Задача ТРИЗ Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность, включая в свою программу элементы ТРИЗ, методы и приемы технологии. В результате чего дети постепенно учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, что, как считают авторы ТРИЗ, является ключом к развитию творческого мышления.

Слайд 4

Организация деятельности В ДОУ строится на: развитие у детей способности познавать имена признаков и их значения всеми каналами восприятия (анализаторы и признаки объектов); развитие способности преобразовывать имена и значения признаков (преобразователи - волшебники); способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков (причинно-следственные связи); формирование навыков формулировки разных типов вопросов; познание и применение моделей мышления при создании речевых продуктов (алгоритмы составления загадок, рифм, сравнений, метафор, рассказов по сюжетной картине, составление сказок и др.)

Слайд 5

Развитие у детей способности познавать имена признаков и их значениявсеми каналами восприятия (анализаторы и признаки объектов) Т.А. Сидорчук «Я познаю мир»

Слайд 6

Развития способности преобразовывать имена и значения признаков (преобразователи - волшебники) Гин С.И. «Мир фантазии». – М.:Вита-Пресс , 2007.

Слайд 7

Общая цель ТПФ Формирование умения делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку .

Слайд 8

Задачи обучения приемам фантазирования Упражнять детей в преобразовании объектов и их частей с помощью ТПФ Анализировать волшебные сказки и находить данные преобразования в них. Побуждать детей формулировать проблемные ситуации и решать творческие задачи. Побуждать детей оценивать данное фантастическое преобразование на уровне «хорошо – плохо».

Слайд 9

Приемы фантазирования Приемы (КАК МЕНЯЕМ?) Имена признаков (ЧТО МЕНЯЕМ?) Увеличение – уменьшение Размер, части, место, действие, форма, вес, скорость Дробление – объединение Цвет, размер, части, место, действие, форма Наоборот Цвет, размер, части, место, действие, форма Смещение во времени Ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени), зеркало времени, обратное время, перепутанное время Увеличение – уменьшение Размер, части, место, действие, форма Дробление – объединение Цвет, размер, части, место, действие, форма

Слайд 10

Увеличение-уменьшение Увеличить или уменьшить любую характеристику объекта

Слайд 11

Дробление – объединение Цельный объект раздробить на части или, наоборот, раздробленный сделать цельным. Составить объект из частей других объектов.

Слайд 12

Оживление-окаменение Сделать динамичный объект статичным (т.е. меняющееся свойство сделать неизменным) или наоборот.

Слайд 13

Наоборот Заменить действия или свойства объекта на противоположные.

Слайд 14

Могу все - Могу только Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта.

Слайд 15

Волшебники времени Изменение времени (ускорение, замедление, машина времени (смещение во времени), зеркало времени, обратное время, перепутанное время, остановка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Мы-волшебники» (с использованием новых образовательных технологий) педагога-психолога для старших дошкольников

Вариант занятия со старшими дошкольниками, целью которого является развитие творческого воображения и творческой активности, с использованием новых образовательных технологий....

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия.

Мастер класс Использование инновационных технологий педагога психолога с детьми дошкольного возраста. Мандала-терапия....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Использование ТРИЗ-технологии педагогом-психологом ДОУ

Статья в методическом сборнике для родителей...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...