Конспект открытого занятия «Мы-волшебники» (с использованием новых образовательных технологий) педагога-психолога для старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Исаева Ольга Валерьевна

Вариант занятия со старшими дошкольниками, целью которого является развитие творческого воображения и творческой активности, с использованием новых образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  «Мы-волшебники»

 (с  использованием новых образовательных технологий)

Возраст участников: 6-7 лет

Ведущий: педагог-психолог

Цель: развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников.

Задачи:

- сформировать умение создавать новые образы с помощью разнообразных приемов (агглютинация, гиперболизация и пр.) на основе  уже имеющихся образов сказочных персонажей и предметов, а также используя ТРИЗ-технологии;        

-научить «включать» образы волшебников, фей, колдунов в сказочный сюжет, сказочную ситуацию, творчески их преобразовывать, используя ТРИЗ-технологию;

- -стимулировать творческое выражение средствами изобразительного искусства;

- повысить поисковую активность, интерес к творческой работе, к сказкам через создание творческой атмосферы;

- закреплять умение выражать эмоциональное состояние в мимике;

- побуждать использовать в повседневной жизни методы саморегуляции настроения;

- способствовать разрядке негативных  эмоций, снятию психологического напряжения, получению положительных эмоций.

Оборудование: ноутбук и интерактивная доска; слайды с изображением волшебников (фей, чародеев, эльфов и магов); аксессуары для инсценировки (корона, очки темные, 2 плаща – платки темный и светлый, темные перчатки, колпак с золотистыми звездами); листы формата А-4 и цветные карандаши на каждого ребенка; ноутбук с музыкальным сопровождением (песня «Где водятся волшебники», музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад»); кукла Петрушка (музыкальная игрушка).

Использованные технологии: ИКТ (с целью повышения интереса к занятию, создания зрительного видеоряда для расширения и актуализации знаний по теме, создания творческой атмосферы через использование музыкального сопровождения);  ТРИЗ-технологии (для развития творческого воображения, творческой и поисковой активности);  здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления психологического здоровья - игры и упражнения на саморегуляцию, разрядку негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения; с целью сохранения физиологического здоровья и профилактики утомляемости – физминутка, способы организации некоторых упражнений).

Предварительная работа:

в режимных моментах - чтение сказок, знакомство с основными структурными элементами сказок (проводят воспитатели); 

на предыдущих занятиях педагога-психолога – знакомство с приемами воображения и  методами ТРИЗ-технологий по созданию новых образов.

        Ход занятия

                                       Вводная часть

 Введение в тему. «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Веселый Петрушка, главный помощник Феи Сказок. Фея прислала его к нам за помощью. Она организует весенний бал для волшебников, магов и чародеев всех сказок. Фея просит вас помочь ей украсить зал портретами различных волшебников и фей. Давайте вспомним, каких волшебников мы знаем, из каких сказок?» (дети перечисляют сказочных персонажей, обладающих волшебной силой - фей, волшебников, колдунов, джинов, эльфов из разных сказок). «Чтоб нам легче было вспоминать, Петрушка принес нам подсказку, давайте посмотрим все вместе» (просмотр слайд-шоу с изображением волшебных персонажей из сказок «Золушка», «Алладин», «Волшебник изумрудного города», «Незнайка» и пр., под звучание песни «Где водятся волшебники»).

«Ребята, Петрушка знаком со многими волшебниками, он предлагает всем нам попробовать изобразить некоторых из них».

Психогимнастика «Волшебники».  Дети с помощью мимики и жестов пытаются изобразить злого волшебника (злое выражение лица, скрюченные пальцы, злой смех  и пр.), затем доброго волшебника (радостное выражение лица, плавные взмахи руками, напевание и пр.). Предложить детям представить волшебника Страны Удивленных Человечков, Страны Печали, Страны Смешинки, Страны Страхов и Темноты, Страны Обиды, Страны Счастья.

«Петрушка никогда не унывает, а если вдруг иногда ему станет грустно или скучно, он представляет себя в роли Волшебника Страны Улыбок, улыбнется себе в зеркале широко-широко и радостно-радостно, и тогда все печали уходят. Он и вам советует почаще улыбаться и представлять себя волшебником какой-нибудь радостной страны».

«А сейчас давайте поиграем вместе с Петрушкой в его любимую игру»

                                     Основная часть

 Игра-инсценировка «Злое и доброе колдовство». Ведущий предлагает выбрать кого-либо из детей на роль злого колдуна, доброго волшебника и принцессы. Злой колдун должен «заколдовать» принцессу, а добрый волшебник – «снять злые чары». Можно использовать аксессуары (корону для принцессы, черный плащ, черные перчатки и темные очки для колдуна, колпак со звездами и светлый плащ для волшебника) для лучшего вхождения в образ. Побуждать детей менять голос при совершении магических действий. Возможные действия колдуна: превращение принцессы в цветок, в ручей, в птичку, в невидимку, погружение в сон, перенос в далекую страну за моря и горы, сделать ее злой и капризной, поселить в высокой башне без лестницы, на острове в океане, в котором плавают злобные чудовища морские. Возможные действия волшебника: полить цветок волшебной водой и превратить принцессу снова  в человека, накинуть на невидимую принцессу волшебное покрывало и она станет видимой, волшебными заклинаниями превратить злых морских чудовищ в добрых и добраться на них до острова с принцессой и пр. Дети играют несколько раз.

«Петрушка часто присутствовал на состязаниях волшебников. Он предлагает вам побывать на таком турнире. А он будет болельщиком и зрителем».

Упражнение «Состязание волшебников». «Давайте представим, что мы все с вами волшебники и собрались на Турнир Волшебства. Сейчас каждый из нас по очереди должен будет совершить чудо, волшебное действие». Первый участник выходит в круг и, совершая пассы руками, таинственным голосом объявляет, какое чудо он совершил. Например: «Я превращаю этот стул в карету. Раз, два, три!», «Я сейчас всех вас усыплю». Варианты: исчезну и появлюсь; стану невидимым; взлечу; вызову огонь или дождь; превращу всех детей в зайчат; остановлю время, и все замрут; всех заставлю смеяться, танцевать и пр.

«А теперь – веселые упражнения для всех начинающих волшебников». (Петрушку можно завести и он будет двигаться под веселый звон колокольчиков).

Физминутка «Волшебники»

Мы друг другу улыбнулись

Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу

Дружно вверх все потянулись

Подтягиваемся на носочках, руки вверх

До земли мы поклонились

Наклон, руками достаем до пола

В Чародеев превратились

Разводим широко руками вверх и через стороны вниз

Колдовать мы начинаем

Делаем пассы руками, сгибаем и разгибаем пальцы рук

Пальчиками поиграем

Рекс-пэкс-фэкс

Подпрыгиваем на месте на каждое слово

«Петрушка рассказал мне, что на весенний бал волшебства собираются не только всем известные волшебники из сказок, но и очень необычные маги, колдуны, феи. Сейчас я буду вам называть их имена, а вы попробуйте представить, как выглядят эти волшебники и что умеют делать».

Упражнение «Необычный волшебник». Предложить детям придумать внешний вид Чародея – Повелителя молний, что умеет делать, с помощью чего совершает волшебные действия, где обитает. Так же можно придумать образы Лесной Феи, Колдуна с Черного озера, Ночной Волшебницы, Феи Снов, Волшебника Добрых Дел. Предложить детям самим придумать новый образ волшебника.

                                        Заключительная часть

Рисование «Волшебники». «А сейчас я предлагаю вам нарисовать волшебника, колдуна, чародея или Фею, для того чтоб украсить рисунками зал для весеннего бала волшебников. Как может выглядеть волшебник? Как и с помощью чего волшебники совершают волшебные действия (волшебная палочка, волшебные очки, волшебные заклинания, волшебная борода, волшебный порошок, зелье, осколки-льдинки волшебного зеркала, волшебное зеркальце, волшебная книга).  Какой головной убор, есть ли усы, борода, очки, плащ с узорами и звездами, в руках волшебная палочка или шар и пр. Как может выглядеть Фея: прическа, головной убор, платье, шлейф, венок, цветы, что у нее  в руках».

Дети рисуют. Звучит музыкальная тема А.Рыбникова «Детский сад». По окончании рисования провести анализ детских работ (дети по очереди рассказывают о своих волшебниках, как их зовут, что умеют делать волшебного, с помощью чего)

Игра «Исполнение  желаний». «Ребята, Петрушке очень понравились ваши рисунки, понравилось играть с вами,  он хотел бы вам пожелать на прощание, чтоб все ваши желания и мечты сбывались. А пока он предлагает поиграть в игру «Исполнение желаний»».

Один ребенок выходит в круг, остальные участники по очереди высказывают ему добрые пожелания. Начинают со слов «Если бы я был волшебником, то я бы пожелал, чтоб…» и произносят свое пожелания (чтоб ты был всегда здоров, чтоб ты была самой умной, чтоб тебе подарили велосипед, чтоб у тебя была красивая заводная кукла и пр.). Первым свое пожелание произносит Петрушка. Не все дети успеют побывать в кругу и выслушать пожелания в свой адрес, ведущий предлагает им доиграть в эту игру на прогулке (после занятия).

Петрушка забирает рисунки, прощается и уходит.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Справка "Триз-88" - апрель, 1988, г. Баку.

2. Амнуэль П.Р. РТВ - это очень просто! / Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих - http://www.trizminsk.org/e/rtv/index1.htm#02

3. Гуткович И.Я. Приёмы развития творческого воображения в обучении составлению сказок дошкольников. Рeгиoнaльнaя нaучнo-прaктичeскaя кoнфeрeнция, Чeлябинск, 5-6 июня 1998, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ. С. 13-15.

  1. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993 № 2. стр. 54–58.

5.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – СПб: Златоуст, 1998.

6.Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

7. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге  Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.

      8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой

  1.  Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 110 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Куршскую косу»

Цель: изучение природных достопримечательностей родного края, снижение мышечного и эмоционального напряжения у детей, содействие развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками. Задачи: Развив...

Конспект открытого занятия «Воздух волшебник»

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;• подвести к пониманию того, что воздух...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Конспект открытого занятия "Помощь волшебнику" с использованием степ платформ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга  Конспект открытого занятия "Помощь волшебн...