Консультация для родителей «Русская народная сказка в жизни дошкольника»
консультация (средняя группа)

Кантеева Вера Петровна

        Нравственное развитие ребенка начинается с семьи. Огромную роль играет раннее приобщение ребенка к миру народной культуры, литературы.  С помощью сказки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе слушания, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, усовершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Русская народная сказка

в  жизни дошкольника»

Человек родился. Родители, бабушки и дедушки «пестуют» малыша, поют колыбельные,  рассказывают сказки, известные им самим с детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.

Порой родители не знают, как отвлечь дошкольника от притягивающего взгляд монитора или экрана телевизора. Возможно, некотрые советы помогут родителям вдохновиться идеей приобщить ребенка к чтению сказок.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», писал В. А. Сухомлинский. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми,

противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние

на развитие речи.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка. Родная речь  богата юмором, образными выражениями, сравнениями. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому,  а, главное, развиваются всесторонне.

В настоящее время  многие родители заменяют чтение русских народных и авторских сказок мультфильмами, что снижает уровень общения между детьми и родителями. У большинства родителей не находитсят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Чтению детских книг дома уделяется мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эсте-тического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

С помощью сказки  дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе слушания, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, усовершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй.

   Первым и основным руководителем чтения является семья.Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.

  Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

  Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

   Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно. Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

  Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

* Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.

* Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.

* Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

* Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

* Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

* Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Прочитанную или рассказанную детям сказку можно обсудить.

  • Спросите, понравилось ли сказка? Чем?
  • Что нового, интересного узнал?
  • Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии сказки.
  • Какие слова и выражения запомнились?
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
  • Разыграйте отрывок из сказки, эпизод, в котором ребенок захотел бы стать сказочным героем,  изображая голосом персонажа.

Как читать сказки малышам?

Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки

а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек),

б) без наглядной основы (т.е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).

Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т.е. без наглядного сопровождения) только в том случае,  если это хорошо знакомые  ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.

Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу…?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.

Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.

Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом)

Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).

Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием.

Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.

Итак, читайте детя сказки. Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. Приобщение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.

Использованы сайты:

odnaya-tropinka.ru/kakie-skazki-chitat-detyam/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/11/18/rekomendatsii-o-chtenii-skazok-detyam-doma


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...

Консультация для родителей "Русская народная сказка в жизни дошкольника"

Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка очень важна для детей, она знакомит их с миром литературы, где сказки играют не последнюю роль....

Консультация для родителей "Русские народные сказки для дошкольников"

В современном мире многие родители предпочитают пользоваться инновационными методами воспитания детей, показывая им мультфильмы, презентации, компьютерные развивающие игры. Полагая, что русские народн...

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....