Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста
консультация (младшая группа)

Ольга Анатольевна Кузнецова

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

 с детьми младшей группы 

    Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

     Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

     Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность.

Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

     Наблюдая за детьми  можно увидеть, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности.

     Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

     Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д.

    Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Создав соответствующую предметно - пространственную среду в группе и обеспечив необходимым оборудованием  (ракушки, камешки, разнообразные контейнеры, воронки, пластиковые баночки,  губки, пробки), проводятся всевозможные игры - эксперименты.

     В процессе игр дети узнают,  что вода не имеет вкуса,  запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдают  за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивают  воду разными цветами.

     Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делают  выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый).    Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

     Для формирования у детей интереса к этому явлению используют стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную  потешку «Дождик».

     Стараясь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек, рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.

     В процессе работы дети знакомятся  со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки. Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе.

     В процессе работы, играя с детьми, создаются  проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

     Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка).

     Именно поэтому, необходимо привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

  • Родительский уголок
  • Беседы
  • Тематические консультации
  • Опросы, анкетирование

     Нацеливание родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

В ходе работы дети будут  более самостоятельны, любопытны, появится интерес к экспериментированию, расширится кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста

Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любозна...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста

Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего возраста...

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Буклет "Познавательно – исследовательская деятельность с детьми младшего возраста"

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в час...