Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников
учебно-методическое пособие

Ковшова Татьяна Георгиевна

Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_word.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника – как способ развития связной речи у дошкольников

Речь – главный способ общения. С помощью речи ребёнок легко и незаметно входит в окружающий мир. Познаёт новое, интересное, легко выражает свои мысли, желания, просьбы. На сегодняшний день проблема развития речи особенно актуальна. Недостаточное общение родителей с детьми, невнимание к речевым трудностям способствуют росту числа дошкольников с недостатками в речи.

Основные проблемы развития речи дошкольников:

- Минимальный словарный запас.

- Односложная речь.

- Отсутствие навыков грамматически правильно строить предложение.

- Неспособность построить монолог.

- Неправильное произношение, плохая дикция.

- Отсутствие навыков культуры речи.

- Бедная диалогическая речь.

В связи с такими проблемами, встает вопрос о том, какие средства и методы использовать для коррекции недостатков в развитии речи. Одним из таких методов является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемотехники в том, что весь текст представлен в последовательных картинках. Известный факт, что язык мозга –образы. Применение мнемотаблиц заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Так же как и любой процесс обучения, мнемотехнику рекомендуется применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. Постепенно усложнять, выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы.

Дети очень быстро понимают, что значит «зашифровать слово». Эта методика облегчает дошкольникам поиск и запоминание слов.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц различные - все зависит от возраста детей, уровня развития.

Младшие, средние дошкольники - таблицы на 6 клетках;

Старшие дошкольники - таблицы на 9-12 клетках;

Подготовительный к школе возраст - таблицы на 12-15 клетках.

Мнемотехника расширяет объём памяти, формирует дополнительные ассоциации. Ребёнок учится свободно выражать мысли, мнение, расширяется кругозор. Использование мнемотехники является важным способом развития связной речи и средством познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста

В  развитии речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений выразительно воспроизводить стихи и п...

Мнемотехника как способ развития связной речи

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные...

Мнемотехника как способ развития связной речи

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17066965","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"150"}}]]...

Консультация для педагогов “Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”

Консультация для педагогов“Мнемотехника как способ развития связной речи у детей”  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестнымему пяти словам – он будет долго и  ...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как способ развития связной речи дошкольников"

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мы...

Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"

Технология речевого развития «мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучи...