Технологии речевого развития "Мнемотехника-способ развития связной речи у дошкольников"
материал по развитию речи (старшая группа)
Технология речевого развития
«мнемотехника –способ развития связной речи у дошкольников»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К . Д. Ушинский
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• бедность речи. недостаточный словарный запас.
• употребление нелитературных слов и выражений.
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• плохая дикция.
• грамматически неправильная речь.
Для решения данной проблемы решила в своей работе использовать нетрадиционную форму работы- мнемотехннику
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным.
Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками в том, что:
Во первых, использование приемов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
Во вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
В третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, к переходу от диалогической речи к связному высказыванию
Мнемотехника
«Исскуство запоминания» ( греч)-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи дошкольников
Задачи обучения мнемотехнике
Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
• Развивать литературную речь;
• Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать и составлять литературные тексты;
• Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
• Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;
• Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;
• Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление;
• Развивать умение перекодировать информацию, т.е. преобразовывать абстрактные символы в образы.
Алгоритм работы с моделью: в работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. это введение элементов схем, символов. например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.
3 этап. введение отрицаний. например, не большой, не съедобный
4 этап. сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. в младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно. работа с мнемотаблицами: пересказ
Мнемотехника строится от простого к сложному:
мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. его применяют в младшем возрасте. и зарисовывается обязательно цветным изображение. в этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5 квадратов расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. ею овладевают в среднем возрасте. к концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). её используют в старшем дошкольном возрасте. вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- заучивания стихов, потешек;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при пересказе текстов;
- при составлении описательных рассказов.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:
1.совершенствованию зрительного и слухового восприятия.
2. развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.
3. совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.
4. развитию творческого познания. как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология развития речи "Мнемотехника" | 245.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
«МНЕМОТЕХНИКА –СПОСОБ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К . Д. Ушинский
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• бедность речи. недостаточный словарный запас.
• употребление нелитературных слов и выражений.
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• плохая дикция.
• грамматически неправильная речь.
Для решения данной проблемы решила в своей работе использовать нетрадиционную форму работы- мнемотехннику
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным.
Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками в том, что:
Во первых, использование приемов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
Во вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
В третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, к переходу от диалогической речи к связному высказыванию
Мнемотехника
«Исскуство запоминания» ( греч)-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи дошкольников
Алгоритм работы с моделью: в работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. это введение элементов схем, символов. например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какойто одной области, потому что символ универсален.
3 этап. введение отрицаний. например, не большой, не съедобный
4 этап. сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. в младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно. работа с мнемотаблицами: пересказ
Мнемотехника строится от простого к сложному:
мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. его применяют в младшем возрасте. и зарисовывается обязательно цветным изображение. в этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что будет на них изображено.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5 квадратов расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. ею овладевают в среднем возрасте. к концу среднего возраста изображение предлагается однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). её используют в старшем дошкольном возрасте. вначале ребёнок помогает в изображении схемы, а потом самостоятельно может сам зарисовать. мнемотаблицы мы рисовали с помощью карандашей, фломастеров, восковых мелков, обычного мела, красок и т. д.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :
- заучивания стихов, потешек;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при пересказе текстов;
- при составлении описательных рассказов.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:
1.совершенствованию зрительного и слухового восприятия.
2. развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.
3. совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.
4. развитию творческого познания. как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"
Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Развитие связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников
Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...
Технология развития связной речи у дошкольников (семинар-практикум)
В материале представлены основные задачи речевого развития; по средствам каких виов речевой деятельности идёт развтие связной речи....
«Технология фитбол-сказок как средство развития связной речи старших дошкольников»
Технология, которой я хочу с вами поделиться, называется «Сказочный фитбол». Автор разработки Т. С. Овчинникова. Данная технология является современной альтернативой драматизац...
Технология "Сторителлинг" как эффективное средство развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.
В своей работе я постоянно сталкиваюсь с трудностями у детей, когда надо пересказать рассказ или сказку, придумать продолжение или окончание истории. У большинства дошкольников нарушена связность...