Технология развития связной речи у дошкольников (семинар-практикум)
учебно-методический материал по логопедии

В материале представлены основные задачи речевого развития; по средствам каких виов речевой деятельности идёт развтие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Семинар – практикум

«Технология развитие связной речи у дошкольников»

Тема: «Технология развитие связной речи у дошкольников»

“Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

 Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

 Дети старшего дошкольного возраста  уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.  Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

 Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

 Основные задачи речевого развития:

 Воспитание звуковой культуры речи.

 Словарная работа.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи: диалогической и монологической.

Подготовка к обучению грамоте.

Воспитание интереса и любви к художественному слову.

 Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет  постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

 Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

 Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

 Развитие  связной речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. При составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» дети упражнялись в подборе слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, ловит мышей, лазает по деревьям. В заключительную часть занятия я включаю развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «тренировка памяти» и др. вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально- организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - консультирование, помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит  подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также рассказы детей по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

Синквейн

В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный и интересный прием в обучении детей рассказыванию, как Синквейн.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года) и в России в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных  систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

 При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини – творчество, подчиненное определенным правилам. К основным составляющим синквейна относятся следующие.

В первой строке должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаше всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Это местоимение или существительное, отвечающее на вопрос «Кто?», «Что?».

Во второй строке находится уже два слова, иногда словосочетание, которое описывает свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?».

В третьей строке находятся уже три слова (иногда словосочетания), которые описывают свойства и признаки этого предмета, явления. Это обычно глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос «Что делает?».

В четвертой строке ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что – то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант – фраза из четырех слов.

Пятая строка содержит одно слово или словосочетание. Это, как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Это существительное или местоимение, отвечающее на вопросы «Кто?», «Что?».

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело, полезно, легко! Развиваются  интерес к окружающему миру, речь, мышление, память. Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что он способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления», писал известный советский психолог Л.С. Выгорский в работе «Мышление и речь».

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во – первых его простота. Синквейн могут составлять все.

Во – вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Приведем примеры синквейнов, составленных дошкольниками.

1. Арбуз.

Круглый, вкусный.

Катится, растет, зреет.

Арбуз – это большая ягода.

Лето.

2.Кукла.

Красивая, любимая.

Стоит, улыбается, сидит.

Моя кукла самая красивая.

Игрушка.

Выводы:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японское стихотворение.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквей учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделить в большом объеме информации главную мысль.

Литература

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольни­ков. М., 1999.

2. Арушанова, А.Г. «Речь и речевое общение детей». М- 1999 г ,

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981

4.  Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей . СПб, 1993, с44.

5. Глухов, В.П. Формирование связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1987.№ 3.

6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста-М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС

 7. Филичева, Т.Б., Соболева, А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.

Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Просвещение. 2008

Ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников

Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...

Консультация для педагогов: «Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»

Одним из важнейших направлений деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Согласно ФГОС ДО цели и задачи речевого развития следующие.Сформированная в России в течение многих десятилет...

Биоэнергопластика, как одна из эффективных технологий развития связной речи у дошкольников с ОНР

Данный материал даёт возможность по новому взглянуть на коррекционно -образовательный процесс и увеличить эффективность логопедической работы. Биоэнергопластика должна быть естественнной составля...

«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»

—«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»...

Презентация "Технологии развития связной речи у дошкольников".

В презентации представлены технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста....