Консультация для педагогов: «Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи

Ицкевич Оксана Александровна

Одним из важнейших направлений деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Согласно ФГОС ДО цели и задачи речевого развития следующие.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования претерпела серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

- овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной  грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Основные направления работы по развитию речи детей:

 

-развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);

-воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения);

-формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам, числам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);

-развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова; нахождение места звука в слове);

-воспитание любви и интереса к художественному слову.

 

Методы развития речи:

-наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности – наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам);

-словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал);

-практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_po_razvitiyu_rechi_-_kopiya.docx78.81 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из важнейших направлений деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Согласно ФГОС ДО цели и задачи речевого развития следующие.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования претерпела серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

- овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной  грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей:

-развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение);

-воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения);

-формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, падежам, числам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);

-развитие связной речи (диалогическая – разговорная; монологическая – рассказывание);

-формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова; нахождение места звука в слове);

-воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи:

-наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности – наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам);

-словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал);

-практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры).

Средства развития речи:

-общение взрослых и детей;

 -культурная языковая среда;

-обучение родной речи на занятиях;

-художественная литература;

-изобразительное искусство, музыка, театр

 -занятия по другим разделам Программы

Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:

  • Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);
  • В поставленных речевых задачах не хватает конкретики (например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);
  • Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й — у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
  • Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелые в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;
  • Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т.д.;)
  • Время занятий не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста может значительно отличаться.

Поэтому в повседневной жизни работа, начатая на занятии, должна продолжаться в специальных речевых играх и упражнениях.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей в соответствии  с ФГОС является образовательная ситуация.

В современном образовательном процессе дошкольной образовательной организации игровые обучающие ситуации являются своего рода альтернативой речевых занятий, которые решали разнообразные задачи речевого развития

Образовательные ситуации используются:

— в непрерывной  образовательной деятельности;

— в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

— в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Известно четыре вида таких ситуаций:

- ситуации-иллюстрации,

-  ситуации упражнения,

- ситуации-проблемы,

- ситуации-оценки.

В игровых ситуациях-иллюстрациях взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Наряду с ситуациями-иллюстрациями успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций начинать со средней группы.

Участие старших дошкольников в игровых ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе рекомендуется начинать использовать игровые ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

  Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

  Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения, который может включать разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

  Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребенка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: развитие лексико-семантической стороны речи, формирование фонетической и грамматической правильности речи, развитие связной диалогической и монологической речи. Но, чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, нужно при составлении сценариев активизирующего общения подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

Для современного педагога ключевое значение имеет то, что в сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.

Современные педагогические технологии:

- Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной,

- Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой,

- «Обучение составлению творческих рассказов»,

- Технология ТРИЗ,

- Моделирование,

- Мнемотехника,

- Технология обучения детей составлению сравнений

- Технология обучения составлению загадок

- Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),

- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

- Минидраматизации, инсценировки

Технология «Азбука общения»

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

«Развитие диалогического общения»

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Моделирование

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

  1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
  2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
  3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при        заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Технологии обучения образной речи

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

  • цыпленок (объект №1);
  • по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В        младшем        дошкольном        возраста        отрабатывается        модель        составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например:

«Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Например:

«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.

В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

  • Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

  • Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
  • Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Например: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Работа по обучению детей составлению загадкам продолжается по следующим моделям: в сравнении с действиями предмета ("Пыхтит, как новенький паровозик»), в сравнении одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное («Как зонтик, но на толстой ножке»).

Например:

Светло-зеленый, как весенняя трава. Гудящий, как летящая пчела.

Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос). Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка) Зеленая, как трава.

Мохнатая, как медведь.

Колючая, но не кактус. (Ель).

С целью развития словесного творчества используются лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:

Жил-был снегирек, Красный, как огонек.

К нам в детский сад прилетал

И зернышки на кормушке клевал. Вот как мы заботимся о птичках.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Обучение составлению творческих рассказов

Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могутбыть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:

  1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
  2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
  3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)

Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.

Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:

  • текст реалистического характера;
  • текст фантастического характера.

Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменого объекта.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  6. Составление рассказа с добавлением объекта.
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  9. Составление рассказа с изменением результата действия.
  10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

ТРИЗ технология

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое          мышление.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач.   Основным   средством   работы   с   детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.

Основные этапы методики ТРИЗ

  1. Поиск сути (Перед детьми ставится проблема или вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
  2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо- плохо

Например, солнце – это хорошо или плохо. Хорошо-греет, плохо-может сжечь.

  1. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).

Например, зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носит его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

  • «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
  • «Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);
  • «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
  • «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Игры-драматизации, инсценировки

Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры- драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

Формы, методы и приемы работы по развитию речи с детьми разного возраста

Ранний возраст

Методы

Приемы

Формы организации

Развивающая

предметно- пространственная среда

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием

наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Звукоподражание - эффективный метод

активизации речи детей. Задания-поручения.

Игры-инсценировки.

Внимательно и заинтересованно выслушивать детей. Много говорить самому.

Вовлекать детей в разговор на

определенную тему. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Проговаривание изолированного звука.

Произнесение несложных звукоподражательных слов.

Отработка звука в составе слова с

Игровые развивающие ситуации.

Совместная деятельность педагога и

детей. Режимные моменты.

Занятия со специалистами.

1.Трансформируемость пространства

предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от игровой развивающей ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 2.Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

простой слоговой

  • наличие в группе

структурой (слова с

полифункциональных

открытым слогом,

предметов, которые

односложные слова).

используются в разных

Закрепление

видах детской активности.

произношения звука

3. Вариативность среды

во фразовой речи,

предполагает: наличие в

включающей слова с

группе разнообразных

данным звуком.

материалов, игр, игрушек,

обеспечивающих

свободный выбор детей, а

также периодическую

сменяемость игрового

материала, которые

стимулируют игровую,

двигательную,

познавательную и

исследовательскую

активность детей.

4. Доступность среды

предполагает: свободный

доступ детей, к играм,

игрушкам, материалам,

пособиям,

обеспечивающим все

основные виды детской

активности;

5. Безопасность

предметно-

пространственной среды

предполагает

соответствие всех её

элементов требованиям по

обеспечению надёжности

и безопасности их

использования.

Младшая группа

Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно- действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления – наглядно-образного. При этом в НОД используются как фронтальный метод, так и работа в группах и индивидуально.

Методы

Приёмы

Формы организации

Развивающая предметно- пространственная

среда

Словесный

Педагог        –        образец

1.Индивидуальная.

-Иллюстрации        по

Наглядный

речевой культуры.

Педагог        общается        с

лексическим темам.

Практический

Речевое

ребенком,        выясняет

-Дидактические игры.

сопровождение

речевые возможности и

-Маски и костюмы для

практической деятельности.

Составление рассказа. Артикуляционная гимнастика, она

представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат

ребенка к правильному произношению.

Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим

массажем.

Развитие речи в

младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в ННОД используются специальные

упражнения и пальчиковые игры. Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству.

Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка.

Дети принимают участие в составлении рассказа по сюжетным картинкам, раскрашивают их и

дорисовывают отдельные фрагменты. Для повышения качества усвоения материала на занятиях

способы индивидуального развития его речи. В таком        случае происходит

диагностическое        и коррекционное общение.

  1. Работа в стихийно возникающих группах. Такие        группы реализуют стихийно возникший замысел.
  2. Работа групповая. Дети        постоянно объединяются        в небольшие группы из 3-4 человек и работают сообща.
  3. Работа

фронтальная.

Может        быть

организована

педагогом и объявлена как        приглашение        или

«задание для всех». Чаще воспитатель « заражает»        детей,

предлагая        вначале деятельность только одной малой группе. Происходит

«взаимозаражение» интересной

деятельностью.

инсценировок        и театрализации.

-Атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр.

-Игрушки        для обыгрывания построек.

-Картотеки артикуляционных упражнений,

пальчиковых        игр, дыхательных

упражнений.

-Художественная литература для чтения и заучивания.

-Пособия        для        развития мелкой моторики.

используются мягкие

игрушки.

Средняя группа

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше четырёх с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие – по данным Г. М. Ляминой.

Методы

Приемы

Формы организации

Развивающая предметно- пространственная

среда

Метод имитации

Метод разговора (вопросов и ответов,

беседы)

Метод рассказывания (сочинения)

Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим

Опора на иллюстрации

Игры: предметная, сюжетная (ролевая,

«режиссерская», драматизация), подвижная,

дидактическая

Опора на словесный образец

Образовательная ситуация (предполагает участие

небольшой подгруппы детей) – направлена на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам

доброжелательного делового общения с

собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической

последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ и т.д.

Развивающая речевая среда средней группы        должна способствовать удовлетворению потребностей детей в получении                и обсуждении

информации,

формирование навыков общения        со

сверстниками,

знакомства        с формулами речевого этикета.

Речевой уголок (или зона        речевого

развития)                                                должен соответствовать общему        оформлению группы;                                                        можно придумать                                название, например,                                        «Учимся говорить                правильно», или        просто выделить место.                        В                                                его оформлении необходимо                        проявить индивидуальность                и творчество,                                                чтобы детям                                        хотелось пользоваться

представленными материалами                                        и пособиями                        (наборы картинок, фотографий, открыток,                                лупы, магниты        и        др.                для

Постановка различных вопросов-заданий

Игровая обучающая ситуация

(ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.).

Сценарии активизирующего общения (включает разговоры

с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки,

драматизации,

обследование предметов и др.)

развития

объяснительной речи). Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить        правильно говорить,                или наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.

В        средней

группе                        должно преобладать                                        такое содержание развивающей                        среды, которое        определяет переходный                этап        от предметной

деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный                переход        от обеспеченной творческой                игры                к игре,        заставляющей ребенка самого искать комбинации                игровой ситуации,                обстановки, игрового                содержания, правил и действий.

Старшая группа

Методы

Приемы

Формы организации

Развивающая предметно-пространственная

среда

Наглядные

Показ картин, картинки, игрушки,

действия, движения,

использование ТСО

Образовательные ситуации (НОД)

Речевой центр. Центр представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр или игр небольшими группами, а также для совместной деятельности взрослого и детей.

В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность  и речевое общение детей и др. Игровой и дидактический материал представлен по разделам:

-звукопроизношение

-фонематический слух и закрепление полученных навыков по подготовке к обучению грамоте

-лексико-грамматический строй речи и развитие связной речи

-обогащение словарного запаса

-формирование психических процессов.

  • Звукопроизношение
  • развитие

артикуляционной моторики (артикуляционные

уклады, схемы, картотека артикуляционной гимнастики        «Сказки о весёлом язычке»);

  • развитие        дыхания

(«Футбол»,  «Снежинка»,

«Волшебное        пёрышко»,

«Сдуй бабочку с цветка»,

«Самолёты»,        вертушки, мыльные пузыри и т.д.);

  • закрепление        навыков

звукопроизношения поставленных                звуков («Найди        игрушку        на заданный звук в бассейне с  крупой»,                предметные картинки,                        сюжетные

картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для        автоматизации различных звуков т.д.).

  • Фонематический                слух        и закрепление                полученных навыков        по                обучению грамоте                (музыкальные инструменты, индивидуальные пеналы с фишками        для                звукового анализа, составления слов и предложений, наборы азбук,

«Найди,что        звучит»,

«Угадай  откуда  идёт звук»,

«Сложи слово», «Паровозик из Ромашково» - деление слов на слоги, «Домик» - местоположение звука в слове, «Замки» - мягкие, твёрдые        согласные,

«Слоговая гусеница» - составь    из    слогов  слова,

«Поезд» - предложения, ребусы, сканворды, и т.д.);

  • Лексико-грамматический строй        речи        и        развитие связной речи

(«Глаголы    в    картинках»,

«Скажи по- другому», «Что не так?», «Подбери слова к рассказу»,  «Один  – много»,

«Сосчитай и назови», «Что и где?» сюжетные картины, серии сюжетных картин, предметные        картинки, мнемотаблицы                и мнемодорожки и т.д.)

  • Обогащение словарного запаса

(предметные и сюжетные картинки по лексическим темам,        лексические

лото:«Мир         животных»,

«Детёныши», «Сказочные герои» (герои русских сказок),        «Профессии»,

«Дорожные знаки» ит.д.);

  • Формирование психических        процессов («Мои        первые                часы»,

«Подбери узор», «Отгадай- ка», «Смотри, играй, запоминай»,

«Геометрическая мозаика»,

«Логический поезд», «Что сначала, что потом» и т.д.)

Словесные

Речевой образец, повторение, объяснение, словесные упражнения, вопросы (поисковые, репродуктивные, обобщающие, прямые, наводящие), оценка детской речи

Игровые педагогические ситуации

Литературный центр

(энциклопедии,

художественная литература (сказки, рассказы, сборники стихов), книги для мальчиков (приключения, техника) и

девочек (сказки о принцессах и др.), журналы, тематические выставки (писатели, иллюстраторы, события,

жанры)

Практические

Приёмы носят игровой характер

Ситуации общения

Детская библиотека

(классификаторы, читательские билеты, «дежурный

библиотекарь», книги изготовленные детьми,

«книгопечатание»)

Проблемные, проблемно-игровые ситуации

Театральный центр (все виды театра: оформляется в некоторой отдалённости от

«Библиотеки» и

«Литературного центра»)

Беседа

 по месту в

 образовательном

 процессе:

  • вводная

(перед чтением, наблюдением и др.)

  • сопровождающая (демонстрацию видеоматериалов, фотографий,

рассматривание картин, игрушек)

  • завершающая (закрепление представлений, обсуждение впечатлений, рефлексия)

 по дидактическим

 средствам:

  • на основе восприятия наглядности
  • на основе восприятия литературного текста
  • на основе детского опыта

 по направленности

 интеллектуального

 развития:

  • воспроизводящие (на развитие памяти,

например, беседа после экскурсии, целевой прогулки, посещения спектакля и др.)

  • итоговые (на развитие операций словесно- логического мышления: анализа, обобщения, сравнения)

 по количеству

 участников

  • индивидуальные
  • подгрупповые(от 3-х до 9-ти детей)
  • групповые

Отгадывание и придумывание загадок (описательных, со сравнением, метафизических)

Рассказывание:

  • воспитателя

(сказки, события из жизни человека, животных, растений, истории из личного опыта)

  • детей

(по восприятию (описание игрушек и предметов), по памяти

(из личного и

коллективного опыта), по воображению (придумывание окончания рассказа, рассказы по плану, модели, на тему, по пословицам, сочинение сказок), на основе литературного текста (пересказы: совместный, по ролям, близко к

тексту, по частям, творческий пересказ от лица литературного героя)

Ситуативный разговор («развивающая

болтовня» по К.Д. Ушинскому):

  • намеренный

-непреднамеренный

  • индивидуальный
  • коллективный

Чтение и обсуждение литературы (художественной, познавательной),

фольклора

Викторины

Конкурсы

Литературные гостиные

Речевые игры и

упражнения

Игры – драматизации

Режиссёрские игры

Подготовительная к школе группа

В этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к совершенствованию, развиваются познавательные интересы; происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи; продолжается пополнение лексического состава языка; совершенствуется грамматический строй речи. Дошкольники этого возраста используют устную речь для выражения своих мыслей, понимают на слух тексты различных жанров детской литературы; у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы

Методы

Приемы

Формы организации

Развивающая предметно-

пространственная среда

Наглядные:

использование иллюстративно-

Показ образца, пояснение,

Образовательная ситуация (ОС).

Игровая обучающая

РППС должна быть:

-содержательно- насыщенной, развивающей;

наглядного, игрового материала        как раздаточного, так                и

демонстрационн ого,        модели речевых алгоритмов, речевых единиц.

Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Коммуникативн ые ситуации, рассказ воспитателя,

беседа с детьми, чтение детской литературы, речевые образцы структуры речевого высказывания.

Практические: исследовательск ие действия; игры- экспериментиро вания, поисковые

действия; образные игры- имитации; игровые ситуации; посильный труд в природе; продуктивная

деятельность, дидактические игры и

упражнения; сюжетно- ролевые игры; моделирование.

Инновационные: использование ИКТ,

объяснение, педагогическая оценка

Упражнения, игры и моделирование

ситуация (ИОС).

Сценарии активизирующего общения                                -                обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает                        разговоры        с детьми,        дидактические, подвижные,                народные игры;                инсценировки, драматизации,

обследование предметов и др.

Проектная деятельность                как вариант интегрированного метода                                обучения дошкольников,                как способ                        организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и        воспитанника, поэтапная                практическая деятельность                        по достижению поставленной цели.

Игры

с готовыми текстами

-подвижные;

-дидактические

(«Я садовником родился», «Краски»,

«Смешинки» и др. – освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных

правил ведения диалога).

-дидактические игры,

предполагающие диалогическое

взаимодействие, но не содержащие готовых

  • трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

-здоровьесберегающей;

-эстетически- привлекательной.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»,

«площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы

должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность

эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием

образовательного процесса. В качестве речевого развития может выступать центр «Будем говорить правильно», который оснащён следующим материалом:

  • картотека словесных игр;
  • настольно-печатные дидактические игры для формирования и

интерактивных досок, презентаций        по лексическим темам,

компьютерных специализирован ных        программ, онлайн- игр.

реплик

(«Кто кого запутает»,

«Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»).

Примеры разных форм работы для речевого развития:

-литературно-

музыкальные праздники,

-фольклорные ярмарки,

-игры-драматизации,

-разные виды театров,

-агитбригада,

-социальные акции,

-речевые газеты,

-книги-самоделки,

-проблемные ситуации,

-посиделки,

-интерактивные речевые стенды,

-календарь событий и др.

Конструкторы ЛЕГО: созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх - театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия

обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

совершенствования грамматического строя речи и развития связной речи;

  • раздаточный материал и материал для фронтальной работы по

формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов);

  • настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке»,

«Волшебные дорожки»);

  • раздаточный материал для анализа и синтеза предложений;
  • разрезной и магнитный алфавит, алфавит на кубиках;

В качестве центров развития могут выступать:

  • уголок для сюжетно- ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок;
  • зона для настольно- печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);

  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с водой и песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной

деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки,

домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно- пространственная среда должна выступать

как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании

предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать

фантазию ребенка. В целом принцип динамичности —

статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера

детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования

(библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с

полифункциональным материалом и т. п.).

Приложение:

Приведенные примеры четырех ситуаций.

I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

Ход занятия

Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит). 
Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Воспитатель Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. 
(И т.д. про каждого животного)
Воспитатель Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Физминутка

Давай коза попрыгаем – три раза.
И ножками подрыгаем – три раза.
Глазками похлопаем – три раза.
И ножками потопаем – три раза.

Воспитатель Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Воспитатель: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
Воспитатель Дети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко. 
Воспитатель Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1.  Расширить представления дошкольников о диких животных.
2.  Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3.  Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4.  Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5.  Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

Содержание:

Из картонной коробки воспитатель   делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет воспитатель), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

Ежик в доме жил, жил.
Малым ростом был, был.
В доме он пол мыл, мыл.
Палец ежик занозил.
Палец его ныл, ныл.
Ежик йод открыл, открыл.
И палец ежик помыл, помыл.

(Закрепление произношения звука "ы" в словах).

Лесник  похвалил детей и предложил игру

Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Лесник:   А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (
После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

Загадки

Длинные ушки, быстрые лапки. 
Серый, но не мышка. 
Кто это?.. 
(Зайчишка.)

Рыже-огненный комочек, 
С хвостиком как парашют, 
По деревьям быстро скачет, 
Был он там... 
Теперь уж тут. 
Быстрый он как стрелочка. 
Так ведь это... 
(Белочка.)

Рыжая плутовка 
Спряталась под елкой. 
Зайца ждет хитрюга та. 
Как зовут ее?..
 (Лиса.)

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех... 
(Волк.)

Бурый, косолапый 
По лесу бредет. 
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед. 
(Медведь.)

 Лесник:  Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации:

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемную ситуацию побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде( какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

  • "Растения нашего леса"
  • "Узнай гриб"
  • "Парные картинки"
  • "Опиши животное"
  • "Когда это бывает"
  • "Найди маму"
  • "Птичья столовая"
  • "Домик для животных"
  • "Расскажи сказку"
  • "Путешествие в лес"

Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? воспитатель предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей).

Во время экскурсии возникла проблема:  забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Предлагаем детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают).

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?

Предлагаем детям игру "Пирамида добра"

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания,  возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Консультация для педагогов "Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов «Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень м...

Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников

Консультация для воспитателейМетодические технологии развития связной речи у дошкольников...

Консультация для педагогов"Эффективное внедрение новых педагогических технологий развития связной речи, как условия развития речевых способностей дошкольников"

      Применение современных образовательных технологий в работе с дошкольниками повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление де...

«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»

—«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»...