«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»
материал

Надежда Владимировна Кочетова
—«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников» Подготовила Кочетова Н.В., воспитатель МАДОУ детский сад № 10 « Дюймовочка»

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Слайд 3

Условия успешного речевого развития 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 4

В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь! В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи. Начну с технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.

Слайд 5

Современные образовательные технологии

Слайд 6

Метод наглядного моделирования К методам наглядного моделирования относится мнемотехника Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений

Слайд 7

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 8

Мнемотехника Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Слайд 9

Мнемотаблицы «Весна» На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.

Слайд 10

Наглядное моделирование При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: - пересказ; - составление рассказов по картине и серии картин; - описательный рассказ; - творческий рассказ.

Слайд 11

Наглядное моделирование Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений

Слайд 12

Проектный метод Необходимо отметить использование метода образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагого задаёт детям три вопроса: • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? • Что мы узнали?

Слайд 13

Здоровьесберегающие технологии Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Для этого используются здоровьесберегающие технологии: - артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - физкультурные минутки; - дыхательная гимнастика; - подвижные игры; - бодрящая гимнастика после сна

Слайд 14

Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Слайд 15

Здоровьесберегающие технологии Артикуляционная гимнастика – выработка правильных полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 16

Здоровьесберегающие технологии С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев . От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее внимание на развитие речи ребенка

Слайд 17

Здоровьесберегающие технологии При проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки . Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников

Слайд 18

Игровые технологии Играя – развиваем – обучаем – воспитываем . В игре и через игровое общения у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на группы: - дидактические игры; - настольно-печатные игры; - театрализованные игры; - сюжетно-дидактические игры

Слайд 21

Таким образом, в результате занятий с применением современных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Консультация для педагогов: «Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников»

Одним из важнейших направлений деятельности ДОУ является речевое развитие детей. Согласно ФГОС ДО цели и задачи речевого развития следующие.Сформированная в России в течение многих десятилет...