Игра в развитии личности дошкольника
консультация

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_razvitii_lichnosti_doshkolnika.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в развитии личности дошкольника

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Роль игры, к сожалению, недооценивается

некоторыми родителями. Они зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна. В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам? Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение. Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни. Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития. Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей. Обогащается, структурируется детская речь.

Игра с младенчества до 7 лет Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий. До полутора лет кроха учится владеть собственным телом, двигаться, прогрессируют моторные навыки. Игра носит функциональный характер, малыш отрабатывает приобретенные умения в сфере контроля своих рук, ног, головы, пальцев, перемещения в пространстве на разных скоростях: прыжки, бег, сопровождаемые заливистым смехом. Примерно с 1,5 до 3 лет на первый план выходят подлинные предметные действия, что приводит к появлению строительных (конструктивных) игр. Карапуз совершает осмысленные, целенаправленные движения, складывая кубики, пирамидки, мисочки, пуговицы. Зарождается ролевая игра – новыми функциями наделяются знакомые предметы, сам малыш примеряет к себе разные роли. Возраст 3-3,5 года – время схематичных, отрывочных сценариев. Сюжетная игра и психическое развитие ребенка идут как бы параллельно — малышу сложно уследить за развитием событий, сопоставить свои действия с чужими. Появляется тяга играть вместе, но пока это сложно осуществить – сюжет меняется быстро, нет устойчивой, логичной, мотивированной связи между детьми.  С четырех до пяти лет (средний дошкольный возраст) игры еще неустойчивы, но уже появляются некоторая оформленность, осмысленные правила, большим значением наделяются роли и правильное их исполнение. Совместная игра может быстро оборваться, однако рождается способность проследить за замыслом друзей и войти в чужую игру. 6-7 летние дошкольники взаимодействуют друг с другом долго, вместе продумывают сюжет, правила, распределяют роли. Процесс развития ребенка через игру происходит быстрее благодаря тому, что игра начинает носить ярко выраженный коллективный характер, играют свою роль и прогрессирующие психические процессы. В этот временной отрезок у детей появляется способность представлять, воображать какие-то события, сосредотачиваться, обрабатывать усвоенную информацию, уяснить логику человеческого поведения. Перед игрой и в процессе дети договариваются о своих ролях, готовят необходимые костюмы, прочие атрибуты. Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.

Взрослым необходимо включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности. Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом. Формировать игровые умения, объяснять их смысл. Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят. Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами. Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями. Позволяя детям играть самим, родители дают им возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность. Играя, дети обретают уверенность в себе, наполняют жизнь интересным, увлекательным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. Свободная творческая игра – важнейшее средство полноценного развития личности малыша.

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Игра в магазин.

Детям, а особенно дошкольникам, очень нравится, когда мир стабилен

и упорядочен. Не зря психологи советуют, чтобы в семье не было разных

требований к ребёнку от разных взрослых. Если вы что-то запрещаете

ребёнку, это должно быть запрещено всегда, чтобы не было хаоса. Стремление психики к стабильности проявляется по-разному - например, поэтому дети любят всё коллекционировать. При этом  производители эксплуатируют такое свойство психики — выпускают много журналов с наклейками, вкладышами и прочим. Коллекция как бы позволяет сделать мир конечным, упорядоченным.

Игра в магазин тоже помогает упорядочить мир. У ребёнка есть набор,

которым он может оперировать - как бы управлять миниатюрной реальностью.

В такой игре очень понятные правила и простая коллекция. Кроме

этого, игра в магазин - это ещё и общение. Ребёнок учится вступать в диалог,

представляя покупателя и продавца, учится понимать, какие между ними

отношения. Во время такой игры он хочет договариваться, спорить, торговаться.

Игра в больницу.

Игра в доктора не обязательно предполагает какие-то железные

правила, в это можно играть по-разному. Поэтому здесь сразу много факторов, которые для ребёнка важны. Во-первых, играя в больницу,

он моделирует социальные отношения. Во-вторых, обычно больница или поликлиника ассоциируются с чем-то неприятным. Часто этот опыт бывает

даже травматичным. В поликлиниках такие манеры, что врач может сказать

маме: «Поставьте его, разденьте его», — и всё это не обращено к ребёнку. Это может для него стать сложным переживанием, поэтому игра в больницу — иногда просто отыгрывание каких-то ситуаций.

В-третьих, часто доктор выглядит для ребёнка более сильной фигурой,

чем родители. Мама может сказать: «Врач сказал делать так. Вот это можно,

а это нельзя». То есть доктор - это кто-то, кому даже родители подчиняются

и выражают уважение. Поэтому иногда игра в доктора - это ещё и игра

во власть. В-четвёртых, это возможность исследовать себя и своё тело:

просто потрогать, подвигать, постучать молоточком - такое манипулятивное

обследование.

Шалаш из подручных средств

Любому ребёнку нужно своё место или пространство, где он решает,

каким именно оно будет. Во-первых, шалаш - это пространство для релакса,

отдыха, уединения. Дети могут его создавать искусственно: огородиться, куда-то залезть, забраться в норку. Для ребёнка уединение очень важно, особенно если он живёт с родителями в небольшой квартире или ходит в детский сад, где он целый день на виду. Даже если ребёнок там устаёт, ему буквально некуда присесть или прилечь. Дома это бывает реже, но тем не менее.

Во-вторых, построить шалаш из подушек значит, создать пространство

по собственным правилам. У ребёнка в жизни очень мало ситуаций, когда у него есть личная власть, когда он принимает решение, как это будет и что произойдёт. Модель домика — как модель мира, которая позволяет ребёнку эту ситуацию сконструировать.

Войнушка

Войнушка — это название типа игры, потому что дети не всегда играют именно в войну. Это игра, где есть две оппозиции. Например, пираты и жители какого-нибудь острова. Это может быть модель компьютерной  игры. Внутри этого действа дети учатся контактировать со своей агрессией:

они пытаются понять, какая у неё сила, могут ли они подчиняться, что нужно сделать, чтобы стать сильнее, как этой агрессией управлять. Родители не должны этого бояться. Кроме того, в таких играх дети учатся защищаться, выстраивать свои границы. Очень важно, что это можно проделать физически. У тебя как будто бы есть право завалить другого на землю, или воображаемо убить, или взять в плен. А иногда ребёнку, наоборот, нужно побыть в роли слабого, чтобы научиться подчиняться чьим-то правилам.

Также здесь хорошо формируется произвольность: обычно в таких играх нужно долго ползти, куда-нибудь подкрасться, резко выбежать или пойти на разведку.

Салочки, жмурки и другие спортивные игры

Игры с правилами нужны, чтобы дети учились взаимодействовать и вместе следовать правилам. Такие коллективные игры - лучшее, что может подготовить ребёнка к школе, потому что именно здесь лучше всего формируется произвольность: ребёнок учится исследовать правила, сдерживать импульс и делать не то, что хочется, а то, то предлагает внешняя ситуация.

Помимо этого, для детей очень важны физические границы: границы тела и границы своих возможностей (насколько быстро я могу бежать, насколько быстро я могу спрятаться). Освоение пространства тоже играет важную роль - лучше всего в этом деле помогает игра в прятки. Кстати, она же помогает справиться с агрессией, а также учит исследовать себя и мир.

Игра в волшебников и магию

В такой игре дети могут делать что угодно, быть кем угодно и вести себя как угодно и с собой, и с другими. Это важная игра для тех детей, которые понимают, что они маленькие и ещё многого не могут. Они переживают, что не способны как-то менять мир, но, будучи волшебником в игре, обретают такую возможность.

Не факт, что, играя в волшебника, ребёнок будет придумывать что-то оригинальное: он вообще может просто превращать всех детей в лягушек и таким образом отреагирует свою агрессию. Но может и придумать какой-то волшебный мир, который будет очень сложным: здесь уже работают фантазия и воображение. Смотря как он играет. Сама игра не создаёт какой то отдельный тип полезности.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ БЕСПОКОИТЬСЯ

Обратимся к актуальным проблемам современных детей:

- Ребенок мало играет или вообще не играет

- Почему некоторые дети мало играют или вообще отказываются играть?

Главное, внести ясность в ситуацию и выяснить причину.

Если играет, но мало. Например, только в настольные игры, а не ролевые. Девочка не играет с куклами, мальчик с машинками. Здесь возможна эмоциональная зажатость внутри. Здоровый ребенок играет и играет много. У него в этом огромная потребность. На «нездоровье» может влиять родитель, семейная ситуация, проблема в школе, в детском садике, на улице, если ребенок часто гуляет. Сегодня достаточно актуальная проблема – травля. Травля имеет место быть везде. Дети, которые становятся мишенями, закрываются из-за этого.

О том, что ребенок мало играет, представление родителя не всегда сопоставимо с детским миром. Для одного малыша нормально проигрывать всё за 1,5-2 часа. Ему хватает этого периода, чтобы выплеснуть чувства. Все остальное время ему хочется побыть с мамой и папой. Но маме может показаться, что полтора часа мало. Она начинает переживать, ведь другие дети играют весь день напролет и начинают плакать, когда их «вынимают» из игры.

 Самое главное, чтобы вообще ребенок играл. Это проблема целого современного поколения. Есть много детей, которые зажаты внутри. Они не могут погрузиться в игру. У них нет желания играть. Есть дети, которые вообще ни во что не играют. Они даже не берут в руки карандаш, чтобы выразить эмоции, мысли. Рисование в какой-то мере – это тоже игра. Ведь в процессе изображается сюжет. Если ребенок не играет вообще – это очень большая проблема. Нет выхода эмоциям, посредством игры. Для малыша остается только один вариант выплеснуть эмоции: слезы, крики, физическая активность. Но этого мало. Ребенку важна игра.

Литература:

1. Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком».

3. Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира

взрослых».

4. Мария Луиза Нюш «Игра из глубины души. О способности детей

играть в исцеляющие игры».

5. Лорэнс Коэн «Игры, которые воспитывают».

6. Источник: https://pups.su/igry/rol-igry-v-razvitii-rebenka.html 

© Pups.su - https://pups.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в развитии личности дошкольника

В статье рассмотрена  игра как способ научить ребенка общаться, дружить со сверстниками, находить выход из конфликтных ситуаций.  Представлен теоретический анализ роли игры в развитии личнос...

«ИГРА и РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»

        Организация и руководство дидактическими играми детей...

"Значение игры для развития личности дошкольника"

Значение игры для развития личности дошкольника....

ИГРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, мир...

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...

Доклад "Роль шахматно- математической игры в развитии личности дошкольника

Те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое испытывают наибольшую трудность в начальной школе. Объем знаний, который...