Подготовка детей к школе
статья (подготовительная группа)

Толокнова  Елена Геннадьевна

Первый класс школы-один из наиболее важный и трудных периодов в жизни ребёнка. Адаптация ребёнка к школе-процесс многоплановый. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования,-всё это возможно, если ребёнок готов к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей к школе

Как часто нам на глаза попадаются объявления: «Интенсивная подготовка детей к школе», «Научим ребенка читать, писать, считать». Неужели этого требует школа? Или мы хотим видеть своего ребенка умным, развитым не по годам и не задумываемся,  что даем детям неимоверную нагрузку и несвоевременные знания. А ведь неправильными действиями можно навсегда лишить маленького человека желания учиться. Если у ребенка нет такого желания, это говорит о его неготовности к школе.

Готовность или неготовность ребенка к школе-не только педагогические недоработки, но и разные темпы развития ребенка. Поэтому к школьному порогу дети приходят с разным багажом знаний и умений. К моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть быть готовым к обучению.

Можно выделить четыре этапа готовности к школе.

  1. Физическая готовность к школе.

Очень важно, чтобы ребенок был физически готов к школе. Развитие двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности движений, реакции), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук - все это служит успехом овладения письма и новыми учебными нагрузками.

  1. Психологическая готовность к школе.

Содержание психологической подготовки ребенка к обучению в школе заключается в желании ребенка учиться, в умении преодолевать препятствия, управлять своим поведением, в установлении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,  в сформированности таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает  развитие памяти, внимания, мышления, познавательной активности и интересов. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат тех отношений, ошибок, жизненных устоев, которые царят в семье. Родители должны научить ребенка не бояться трудностей, и что трудное бывает интересным и познавательным.

  1. Нравственная готовность к школе.

Будущий школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы, задавать вопросы сверстникам и взрослым. Ребенок должен владеть элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научиться всему этому помогут строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей дома. Безусловно, взрослые первые помощники. Именно родители решают, что должен делать школьник сам, что можно ему разрешить, а чего нельзя. Придерживаться своих требований неукоснительно, не уступая слезам, крикам, просьбам. Если дома отношение к требованиям недостаточно постоянное и уважительное, то оно с легкостью переноситься и на требования, предъявляемые школой.

При подготовке к школе ребенку важно знать, для чего он должен учиться читать, писать, считать. Для того, чтобы стать умнее, научиться чему-либо, достичь определенных результатов. Тогда и желание ребенка станет жизненной целью.

  1. Интеллектуальная готовность к школе.

В последние несколько лет мы наблюдаем повальное увлечение ранним обучением детей чтению, письму, счету. Многие родители считают - это основа подготовки ребенка к школе интеллектуально.

Это заблуждение.

Мы начинаем учить читать все раньше, а число детей, у которых нет интереса к чтению, растет. И мы слышим от педагогов, что школьники не любят читать.

Обучая детей грамоте, родители должны понимать, что  работе с буквами должен предшествовать до буквенный период обучения -звуковой. Этап до буквенного обучения требует много времени и сил.  Его не следует сокращать – ведь от этого зависит успешность дальнейшего навыка чтения. Буква – это знак звука. Систему знаний ребенку предстоит усвоить при помощи речи. Он с удовольствием узнает, что речь строится из звуков. Поэтому в первую очередь следует обратить внимание на следующее:

       *   правильность произношения звуков;

       *   умение различать звуки на слух;

       *   владение навыками звукового анализа;

       *   словарный запас;

       *   грамматически правильный строй речи;

       *   умение пересказывать тексты;

       *   умение отвечать и задавать вопросы.

А пока вашему ребенку нет еще семи лет, следует приложить все усилия для того, чтобы укрепить руку и пальчики. Пусть ваш ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами, рисует, лепит, конструирует из любых материалов, собирает разрезные картинки. Задавайте ребенку как можно больше вопросов, но не давайте готовых ответов, пусть он подумает сам. Рассказывайте  интересные истории, читайте познавательную литературу, объясняйте явления природы. Все это способствует расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов. Рассказывайте ребенку о школе, об учителях, о знаниях. А главное - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте ему эмоциональный комфорт. Все это вызовет желание учиться, сформирует положительное отношение к школе.

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять-

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте.

Дети - мудрецы, не забывайте.              А. Лопатина                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...