Консультация для родителей "Учим детей правильной речи"
консультация

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Красивая речь редко появляется сама собой.Это тяжелый совместный труд- ребенка, родителя,  а иногда и логопеда.Учимся правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи-исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка правильно говорить

Любящие и внимательные родители могут и без помощи специалистов привить своему ребенку навыки разговорной речи. Существует несколько рекомендаций логопедов, следование которым помогает взрослым ускорить обучение малышей говорить на первом году жизни, накопить их словарный запас и сделать их речь наиболее правильной. Причем можно использовать эти правила как при обучении детей, имеющих нормальное речевое развитие, так и тех, кто в таком развитии отстает.

Практика показала, что применение данных приемов при повседневном общении с детьми, позволяет достигать очень хороших результатов. Детская речь обогащается новыми словами и рано становится понятной для окружающих. При этом ребенок, не испытывая принуждения и какого-либо дискомфорта, говорит много и с удовольствием.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ ЛОГОПЕДОВ

  1. С первых минут жизни, дети начинают свое обучение.

Они учатся всему: дышать, сосать грудь матери, воспринимать окружающий мир. Первым и главным учителем для новорожденного ребенка является его мать. Поэтому очень важно, чтобы мама как можно больше общалась с малышом – улыбалась ему, ласково разговаривала с ним, пела ему песенки. Заблуждаются те, кто думает, что новорожденный ребенок ничего не понимает. Видя артикуляцию материнских губ, ребенок учится.

  1. Все, что делает мама в поле зрения ребенка, она не должна делать молча.

Нужно объяснять свои действия ребенку. Например, «Мама моет бутылочку. Мама берет молоко и наливает его в бутылочку. Сейчас Саша будет кушать. Мама дает Саше бутылочку. Саша, на бутылочку!». Тем самым малыш начинает понимать значение слов.

  1. Ребенок должен видеть движение губ матери, когда она с ним разговаривает.

Ведь он старается подражать взрослым. Поэтому общаясь с ним, необходимо произносить слова без искажений, четко и правильно, растягивая ударные гласные. Если, например, малышу показывают собачку, то нужно проговаривать, выразительно артикулируя: «Это СО-БАА-КА. Собака говорит АА-В». Причем проговаривать слово нужно правильно, так как его пишут – сОбака, а не – сАбака.

  1. С полуторагодовалым ребенком, который уже сам пытается произносить слова, нужно разговаривать обычным образом, стараясь четко произносить звуки.

Однако труднопроизносимое слово следует проговаривать громко и четко, с усиленной артикуляцией, глядя малышу в лицо. Это делают для того, чтобы помочь ему понять и усвоить произношение трудного слова.

  1. Не нужно заменять незнакомые или сложные слова более простыми.

Например, показывая картинку с изображением бегемота, надо так его и называть. Не стоит также обобщать слова одним понятием. К примеру, слова «яблоко», «груша», «апельсин» так и следует проговаривать. Не нужно объединять их одним словом «фрукты». Чем больше слов услышит малыш, тем богаче будет его словарный запас.

  1. Важную роль в становлении речи играют глаголы.

Общаясь с детьми, многие мамы называют только сами предметы, показывая на них: «Смотри, это птичка. Вон собачка. На небе солнышко». В результате словарь глаголов у малыша очень мал. Это не так страшно, если у ребенка нормальное речевое развитие, так как он самостоятельно будет накапливать глаголы в своем словаре. А вот малышу, имеющему какие-либо задержки в речевом развитии, впоследствии без помощи специалиста не обойтись.

Маленький ребенок научится быстрее складывать простейшие предложения, если при разговоре с ним употреблять глаголы. Например, «Собачка бежит, лает, ест. Птичка улетела. Киска умывается, играет. Самолет гудит, летит». Слова, указывающие на признаки предметов, также нужно употреблять. К примеру, «Цветок красный, трава зеленая, солнышко яркое, яблоко сладкое, кофточка теплая».

  1. Специалисты рекомендуют использовать слова - противопоставления

Например, медведь большой, а зайчик маленький; одна игрушка веселая, а другая грустная; один зверек светлый, а другой темный; змейка ползет, а птичка летит. Таким образом, запас слов у малыша становится богаче, информация в его голове систематизируется. Все это в значительной мере поможет ему извлекать из памяти нужные слова при попытках говорить.

  1. В повседневной жизни мы редко пользуемся красочными эпитетами, применяя при разговоре простые глаголы.

Поэтому для обогащения словарного запаса ребенка первым помощником должна стать художественная литература. Иллюстрированные детские книжки нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Для закрепления образов в мозгу малыша, главное не забывать после прочтения сказки или стишка вместе с ним хорошенько рассмотреть соответствующие рисунки, охарактеризовать героев.

  1. Обучение ребенка нужно проводить как бы исподволь, играя.

Очень полезно играть со звуками слогами или словами, например, во время поездки, или ожидая приема врача в поликлинике. Вариантов игр великое множество. К примеру, мама ребенку говорит: «ГА-ГА-ГА», а он ей – «ГУ-ГУ-ГУ». Детям такие игры обычно нравятся, правда, через несколько минут надоедают. Но для тренировки артикуляции и это полезно.

Так же советуем поупражняться с ребенком в произношение твердых и мягких согласных.

Если малыш уже начал говорить, то с ним можно поиграть в вопросы и ответы. Например, что бывает сладким, холодным, мягким? Если ребенку трудновато подобрать ответ, то ему нужно помочь, называя разные слова и давая ему возможность выбора. Очень нравится детям игра «Что это?», когда взрослый показывает на любые предметы, а ребенок отвечает на вопрос, или – наоборот.

  1. От степени развития мелкой моторики напрямую зависит степень развития речи.

Руки по утверждениям специалистов являются вторым речевым органом. В младенчестве ребенку необходимо массировать пальчики на руках вручную либо при помощи специальных пупырчатых мячиков. Нужно играть в старые как мир народные потешки «Ладушки» и «Сорока-сорока», которые помимо удовольствия общения с малышом, приносят еще и пользу для развития его мелкой моторики.

С годовалого возраста ребенка следует приобщать к играм, имеющим много деталей – простейшим конструкторам, мозаике, трансформерам. Очень полезно для развития моторики заниматься лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Нужно учить малыша рисовать карандашом. Помогают развивать мелкую моторику, а значит и речь, игрушки и предметы различной твердости и текстуры поверхности: резиновые, деревянные, пластиковые, пупырчатые, шершавые, гладкие и т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ И ИГРЫ

Необходимо использовать каждый момент общения с ребенком для его развития. Например, на отдыхе играть с песком, камушками, травками или веточками. Дома на кухне можно дать маленькому для игры несколько макаронин, ложки, небьющуюся посуду.

Уделяя своему ребенку больше внимания, поощряя его разговорную активность, родители не только учат его говорить, развивают его умственные способности, но и укрепляют духовную связь с ним.



Предварительный просмотр:

Грамматический строй речи

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

 «Чей, чья, чье, чьи?»  

Цель: Образование притяжательных прилагательных по образцу

 Хвост собаки –  чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда…  Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -…  Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя …  Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика … 

 «Из чего сделано?»  

Цель: образование относительных прилагательных

 Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…  Рыбка из стекла  …  Снегурочка из ваты …  Хлопушка из бумаги …  Лошадка из картона …  Звёзды из пластмассы …  Машина из металла…  Снежинка из полиэтилена  …  Баба из снега …                                                                                                                                                                                          

«Веселый поваренок» 

Веселый поваренок на кухне много лет,                                                                                                              готовит из продуктов для ребят обед:                                                                                                                   Варенье из вишни… Пирог из слив…  Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -…                                                                                                                                                                                                                        

«Новое слово»

Цель: Образование сложных слов 

Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…                                                                                                                               

«Дай полные ответы на вопросы»

 Цель: употребление существительных в творительном падеже

 Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?

«Один – много»

Цель: образование существительных множественного числа.

Стол – столы, стул – стулья, человек – люди, и т.д.

 

«Хвастунишка»

Цель: употребление существительных множественного числа в родительном падеже Взрослый: «У меня есть конфета».  Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.                                                                                          

                                                                                                                                                     

«Сосчитай-ка»

Цель: согласование числительных с существительными                                                                                                          Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров       

 «Есть-нет».

У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей. 

У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.

Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.

«Про что можно сказать…»  (

Цель: согласование прилагательного с существительным в роде, числе

 Большой - … (стол, нос, палец…);  большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - …       

                                                                                                                                                                             

«Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.

Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

«Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

Игра «Из чего какой»

Цель: образование   относительных прилагательных.

Дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.

«Скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Закончи предложение»

 Цель: образование сравнительной степени прилагательных

Небо синее, а море ещё синее. Дуб высокий, а сосна ещё  …. Ручей глубокий, а река ещё  … .Дорожка узкая, а тропинка ещё  … . Лента длинная, а шарф ещё  …

Словарь

Существительные:

 «Части предмета»  

Ребенок должен знать части одежды (рукав, манжета, петля, воротник, пояс, капюшон..) Части мебели (подлокотник, спинка, ножка, столешница, дверца…) Части автомобиля (кузов, кабина, руль, фара, мотор…)  Части окна (подоконник, рама, стекло)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 «Назови одним словом»  

 Обобщающие понятия

береза, дуб, клен, рябина… (деревья);  стул, кровать, шкаф,  стенка … (мебель); синица, ворона, воробей, голубь …(зимующие птицы)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «Вот птица. Что за птица?»

Классификация: ребёнок называет   одежду, посуду, игрушки, мебель, зимующих птиц, перелетных птиц, деревья, насекомых и т.д.

«Скажи наоборот»

Подбор антонимов: друг – враг, радость -…, счастье -…

                                                                                                                                                                   

«Скажи по другому»

 Подбор синонимов: счастье – радость, враг - …, друг -…, смех -…, грусть -…                                                                                 

                                                                                                                                                           

Прилагательные:

«Какой?  Какая? Какое? Какие?» 

Подбор определений к предмету: Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный…

  «Что бывает таким?»  

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

Что бывает:  длинным, высоким, колючим, острым, глубоким и т.д.? 

 «Скажи наоборот»  

Антонимы: Широкий – узкий, большой – маленький, узкий – широкий…                                                                                                                            

Наречия:

«Скажи наоборот»

Антонимы:  далеко - близко,  тихо -…, весело - …, мало - …, темно - …, высоко -…                                                                                                                             

Глаголы:

                                                                                                                 

«Что делает?»

Подбор глаголов к существительным: 

ручей – льется, бежит, звенит, …

 ветер – дует, шумит, …  

«Кто может совершать эти действия?»

Активизация глагольного словаря.

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 «Я, ты, он, она…»  

Спряжение глаголов в настоящем, прошедшем времени.

 Я могу и ты …., и он…., и она…, и они…, и мы…, и вы… Я смог, ты сможешь, он…, мы…, вы…, они… Я ем, ты…, он……   Я съел…..  

«Подбирай, называй, запоминай».

Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)

Лед (какой?) - холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает?) - трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

                                             

Связная речь

                                                                                                 

«Добавь слова»

Цель: учить составлять распространённые предложения.

Ход игры: Взрослый  говорит предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Игра «Найди ошибку».

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Описание игры: Взрослый  предлагает детям послушать предложения и сказать, все ли в них верно.

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. В ответ я киваю ему рукой.

3. Мальчик стеклом разбил мяч.

4. После грибов будут дожди.

5. Весной луга затопили реку.

6. Снег засыпало пышным лесом

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Описание игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Игра «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять схемы к тексту, использовать его при рассказывании.

Описание игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.

 «Где начало рассказа?»

 Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

 Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Затем предоставляем ребёнку серию картинок, предлагаем разложить их в правильной последовательности и составить по ним рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для родителей "Основы правильной речи"

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи"...