Создание условий для освоения детьми раннего возраста элементарных представлений об окружающем мире посредством применения эко- валеологических дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Касимова Ольга Анатольевна

Современные экологические противоречия носят глобальный характер и проявляются во всех природных сферах, ставя человечество на грань выживания, требуют пересмотра и перестройки всей совокупности отношений с окружающей средой, модификации образования, отражающего различные аспекты этих отношений, развития общественных структур. Одной из таких структур является система образования детей, претерпевающая сегодня коренные изменения: выделение новых, обновление прежних приоритетов.

К их числу относится эко - валеологическое образование, которое играет особую роль в развитии человека и общества именно потому, что, решая задачу формирования взаимоотношений с окружающей средой, оно поднимается до уровня решения самых общих задач обучения, воспитания и развития, выступая при этом в качестве интегрирующего начала для отдельных видов образования.

Содержание эко - валеологического образования ориентировано не только на интеллектуальное, духовное, социальное развитие личности как социального субъекта, но и на телесное, физическое, биологическое развитие человека. При этом здоровье рассматривается как основной интегральный экологический критерий, а гармония отношений с окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сред организма человека.

Эко-валеологическое образование детей дошкольного возраста -  природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью. 
Валеология (от лат. vale – быть здоровым, logos – наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования. 

Здоровье детей, формируемое под влиянием ряда факторов, во многом детерминировано социальными факторами и на 50% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения.  ведущими факторами являются: режим дня, экологию, развивающая предметно - пространственная среда, организация физического воспитания, медико-санитарную помощь и т.д.

Ребенок раннего возраста представляет собой сложную «живую» систему. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия всех внутренних функций, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье социума складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей и т.п.

В здоровом обществе формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Ранний возраст - оптимальный этап в развитии эко-валеологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования эко - валеологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Именно поэтому я считаю, чем раньше начнется процесс формирования представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, тем быстрее у детей сформируется осознанное отношение к своему здоровью, появится понимание зависимости здоровья от образа жизни и окружающей среды. 
Мною выделены условия организации единой здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ:

1) эко - валеологизация образовательной деятельности, предполагающие нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка;

2) учет возрастных, индивидуальных особенностей  и образовательных потребностей детей;

3) субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей;

4) эко-валеологизация развивающей предметно - пространственной среды, дидактических игр.


      Эко-валеологическое образование тесно связанно с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни

В процессе эко - валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность в игре, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов своей игры, появляется стремление и самовыражение.

Крайне важно использовать в работе с малышами натуральные - природные и разнообразные предметы, например: песок, воду, шишки, игрушки из дерева, крупу, тесто, краски, карандаши, пластилин, прищепки, пуговицы и т.д. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о Солнечной системе.

Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе.Задачи:1. Познакомить детей с планетами Солнечной системы и основных космических явлениях.Методы и приемы: рассматривание открыток, слад...

Опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста, элементарным представлениям из области художественного творчества. Дидактическая игра "Волшебный веер"

Освоение детьми элементарными представлениями из области художественного творчества, посредством использования дидактической игры "ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР"...

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения нетрадиционного дидактического наглядного материала

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит...

Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»

АктуальностьЧто такое «методика В.Воскобовича»?Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.Следует отметить, что основу развивающих игр В...

План по самообразованию Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в программе «Социокультурные истоки» (2021 – 2022 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об окружающем социальном мире в программе «Социокультурные истоки»(2...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...