Развитие у детей дошкольного возраста элементарных представлений о Солнечной системе.
учебно-методический материал по теме

Пудкова Галина Александровна

Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе.

Задачи:

1. Познакомить детей с планетами Солнечной системы и основных космических явлениях.

Методы и приемы: рассматривание открыток, сладов, иллюстраций, фотографий, чтение худ. литературы, рассказы воспитателя.

Цели работы по развитию представлений о Солнечной системе.

 1. Обратить внимание детей на регулярность (закономерность) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, относительно Земли.

Именно регулярность такого рода лежит в основе ориентации человека во времени и пространстве. Солнце всходит утром и заходит вечером. На этом принципе построены солнечные часы, позволяющие определить время, если на  улице не очень пасмурно. Смена сезонов года и их повторение служит основой летоисчисления и календаря. Также ориентация человека в пространстве солнце восходит на востоке, заходит на западе, в полдень светит с юга. Чтобы определить стороны света, люди пользуются компасом. 2. Обратить внимание на факты, свидетельствующие о том, что земля - огромный шар. Понятие - линия горизонта.

3. Знакомство с главными типами небесных тел: самосветящихся (солнце и звезды) и отражающих падающий свет (планеты). Детям сообщается, что небесные тела имеют шарообразную форму, что вокруг нашей звезды - Солнца -  вращаются планеты, образующие солнечную систему. Название и порядок планет Солнечной системы полезно, хотя и необязательно помнить. Важным моментом является и размерное состояние планет и Солнца. Луна- спутник земли, имеет шарообразную форму, светит отраженным светом, падающим на нее от Солнца.

 4. Можно дать понятие о созвездиях. Созвездие объединяет небесные тела, находящиеся  друг от друга на больших расстояниях. Это один из участков неба, на которое оно поделено астрономами для удобства Медведица, в созвездии которой находится Полярная Медведица и др.).

5. Знакомство детей с Космосом и космонавтикой.

2. Содержание программы.

Младший возраст:

- Обращать внимание детей на восход и заход солнца;

- Солнце светит ярко, дает тепло (наблюдения проводятся весной).

Средний возраст:

 - Наблюдения за небесными светилами (солнце, звезды, луна);

- Знакомство с понятиями день и ночь. Днем видно Солнце, ночью - луна и звезды;

 - К поверхности Земли поступают солнечные лучи;

- От солнечного тепла весной тает снег.

Старший возраст:

 -Даются представления об изменении освещенности в течение дня, продолжительности дня и ночи, высоте стояния солнца;

- Проводятся наблюдения за увеличением продолжительности дня весной (путь солнца - утром, днем, вечером - с зарисовкой);

- Использование графической модели пути Солнца в течение дня в разное время года;

- Знакомство детей с происхождением радуги (преломление солнечных лучей в капельках воды);

- Дать представление о том, что Солнце - большая звезда. Звезды газообразны;

- Познакомить с планетами Солнечной системы;

- Космос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе.

Задачи:

1. Познакомить детей с планетами Солнечной системы и основных космических явлениях.

Методы и приемы: рассматривание открыток, сладов, иллюстраций, фотографий, чтение худ. литературы, рассказы воспитателя.

Цели работы по развитию представлений о Солнечной системе.

 1. Обратить внимание детей на регулярность (закономерность) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны, относительно Земли.

Именно регулярность такого рода лежит в основе ориентации человека во времени и пространстве. Солнце всходит утром и заходит вечером. На этом принципе построены солнечные часы, позволяющие определить время, если на  улице не очень пасмурно. Смена сезонов года и их повторение служит основой летоисчисления и календаря. Также ориентация человека в пространстве солнце восходит на востоке, заходит на западе, в полдень светит с юга. Чтобы определить стороны света, люди пользуются компасом. 2. Обратить внимание на факты, свидетельствующие о том, что земля - огромный шар. Понятие - линия горизонта.

3. Знакомство с главными типами небесных тел: самосветящихся (солнце и звезды) и отражающих падающий свет (планеты). Детям сообщается, что небесные тела имеют шарообразную форму, что вокруг нашей звезды - Солнца -  вращаются планеты, образующие солнечную систему. Название и порядок планет Солнечной системы полезно, хотя и необязательно помнить. Важным моментом является и размерное состояние планет и Солнца. Луна- спутник земли, имеет шарообразную форму, светит отраженным светом, падающим на нее от Солнца.

 4. Можно дать понятие о созвездиях. Созвездие объединяет небесные тела, находящиеся  друг от друга на больших расстояниях. Это один из участков неба, на которое оно поделено астрономами для удобства Медведица, в созвездии которой находится Полярная Медведица и др.).

5. Знакомство детей с Космосом и космонавтикой.

2. Содержание программы.

Младший возраст:

- Обращать внимание детей на восход и заход солнца;

- Солнце светит ярко, дает тепло (наблюдения проводятся весной).

Средний возраст:

 - Наблюдения за небесными светилами (солнце, звезды, луна);

- Знакомство с понятиями день и ночь. Днем видно Солнце, ночью - луна и звезды;

 - К поверхности Земли поступают солнечные лучи;

- От солнечного тепла весной тает снег.

Старший возраст:

 -Даются представления об изменении освещенности в течение дня, продолжительности дня и ночи, высоте стояния солнца;

- Проводятся наблюдения за увеличением продолжительности дня весной (путь солнца - утром, днем, вечером - с зарисовкой);

- Использование графической модели пути Солнца в течение дня в разное время года;

- Знакомство детей с происхождением радуги (преломление солнечных лучей в капельках воды);

- Дать представление о том, что Солнце - большая звезда. Звезды газообразны;

- Познакомить с планетами Солнечной системы;

- Космос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры

Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....

Игры для развития у детей дошкольного возраста математических представлений

Дидактические игры познавательного развития у детей дошкольного возраста...

«Дидактические игры для развития у детей дошкольного возраста математических представлений»

Данная статья о том, что с помощью дидактических игр ребенок быстрее усвоит новый материал....

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений.

Проект. Применение оригами как технологии конструирования в процессе развития у детей дошкольного возраста математических представлений. Практико-ориентированный, средней продолжительности, фронтальны...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста лэпбук на тему «Солнечная система»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятел...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»

ldquo;Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом”. Детский рисунок, процесс ри...